Дым Отечества |
20 сентября 2014 года |
Богомаз Иларий из деревни Парчег подвизался в Соловецком монастыре,
Недавно в епархию Сыктывкарскую и Воркутинскую пришло письмо из Соловецкого монастыря с просьбой помочь восстановить последние годы жизни одного из бывших насельников монастыря, иконописца Илария (в миру Ивана Степановича Лыюрова). Уроженец Коми края, он много лет подвизался в знаменитой обители, а после ее закрытия, в 1923 году, был выслан с Соловков, вернулся на родину, где в 1937 году был расстрелян. В письме указывалось, что в монастыре сейчас собирают материалы об Иларии для последующей его канонизации. Так кто же он, талантливый живописец-богомаз, чей духовный подвиг позволяет причислить его к лику новомучеников и исповедников российских? Иван Лыюров (его фамилия с коми переводится как «костяная голова») родился 20 сентября 1868 года в деревне Парчег Богоявленской волости (нынешний Сыктывдинский район). Семья Лыюровых была большая, помимо родителей под одной крышей проживали семьи трех взрослых сыновей, всего 15 человек. Тесно от живности было и в хлевах крестьянской семьи, Лыюровы содержали лошадь и трех коров. Народ в Парчеге был богомольный, некоторые здешние жители совершали паломничества по святым местам. В 1889 году Иван Лыюров отправился в Соловецкий монастырь, где был определен в иконописную школу. Обретя навыки богомаза, домой молодой человек решил не возвращаться. В 1895 году он окончил шесть классов Соловецкого братского училища, а еще через восемь лет был пострижен с именем Иларий в монахи. В 1905 году его рукоположили в сан иеродиакона. К этому времени он уже прослыл как опытный иконописец. Под его началом в монастыре были написаны иконы для двухъярусного иконостаса, установленного в новом Никольском храме на Кондострове. Церковь была торжественно освящена летом 1908 года. В тот же день, 19 июля, в новом храме иконописец Иларий был рукоположен в иеродиаконы. Последующие годы богомаза прошли в беспрестанных трудах и молитвах. В 1909 году настоятель обители так отзывался об Иларии: «Отличных качеств и способностей, благочестной жизни, трудолюбив и послушлив». Иеродиакон Иларий оставался на Соловках до 1923 года. В начале 20-х годов на базе монастыря был создан совхоз «Соловки», куда в качестве рабсилы включили и монахов. Сохранился любопытный документ того периода, в котором партячейка предлагала монаху Иларию нарисовать декорации для театральной постановки, однако тот отказался. По поводу этого отказа была составлена докладная записка: «Живописец Иларий, монах, отказался работать по своей специальности. Согласно законов о труде, прошу привлечь его к ответственности». В 1923 году последовала высылка иконописца с Соловков. Он вернулся на родину, поселился в селе Выльгорт, стал служить священником в здешней Сретенской церкви. Жил одиноко, общался лишь с членами церковного причта. Среди них были и прибившаяся к Сретенской церкви монахиня Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря Елизавета (Ярыгина), и староста храма крестьянин Ефимий Кочев. Оба они сейчас прославлены в лики святых. Батюшку Илария арестовали в августе 1937 года, предъявив трафаретное обвинение – в «контрреволюционной деятельности». Через десять дней его судила тройка УНКВД Коми АССР, приговорившая к высшей мере наказания. А 15 августа в окрестностях Сыктывкара Иларий вместе с двумя другими иереями был расстрелян. Со сбором материалов для канонизации соловецкого иконописца совпало и то, что в антикварном магазине г.Сочи москвич С.А.Глотов приобрел икону с изображением основателей соловецкой обители преподобных Зосимы и Савватия (на снимке). На обратной стороне образа осталась четкая надпись: «Сия икона писана благословением обители Соловецкой в 1895 году. Живописец Иоанн Лыюров». Находка дает наглядное представление о мастерстве иконописца-монаха и позволяет надеяться, что отыщутся и другие творения его рук. Анна МАЛЫХИНА, краевед. |