Культура |
13 марта 2008 года |
"Сорочинская ярмарка" вне времени и пространства/ Елена Артюхина и актеры нашего театра "прочитали" по-своему великого Гоголя
Режиссер Елена Артюхина и Михаил Журков (Грицко).
Евгений Гаврилов (Афанасий Иванович).
Анатолий Измалков (Цыбуля).
Елена Лагода (Хивря).
Ольга Сосновская (Парася).
Премьерой оперетты «Сорочинская ярмарка» Н.Рябова, прошедшей на сцене Государственного театра оперы и балета РК, была отмечена культурная жизнь республики минувшей недели. Новая постановка посвящена 200-летию Н.Гоголя. Несмотря на то что в афишах была заявлена именно оперетта, по сути зрители увидели большой музыкально-драматический спектакль, написанный по мотивам произведений Н.Гоголя. Практически в рекордные сроки – за месяц с небольшим – его поставила молодой режиссер из Москвы Елена Артюхина. В творческом багаже этого режиссера – драматический спектакль «Свадьба Фигаро», который она, будучи студенткой ГИТИСа, поставила на сцене театра австрийского города Грац, а также спектакль в камерном театре Покровского. Кстати, сегодня этим театром руководит хорошо известная сыктывкарскому зрителю по спектаклям «Покаяние», «Мышеловка» и «Миллионерша» режиссер Ольга Иванова, которую Елена Артюхина считает своим учителем. С легкой руки Ольги Ивановой молодой режиссер и познакомилась с сыктывкарским театром. Спектакль «Сорочинская ярмарка» получился ярким и зрелищным, хотя и многие зрители, и члены художественного совета отмечали неоправданные длинноты некоторых сцен. Впрочем, как утверждают классики жанра, чтобы получить полное впечатление от спектакля, его нужно посмотреть не менее трех раз. Как бы там ни было, сыктывкарская публика восприняла «Сорочинскую ярмарку» на ура. По-новому неожиданно и оригинально была решена сценография спектакля, над которой работала художник из Москвы Светлана Думма. Это весьма достоверные декорации шинка, в котором разворачивается действие и который посредством крутящейся сцены превращается то в избу, то в ярмарочные подмостки. Вообще, где на самом деле происходит действо, остается только догадываться. С одной стороны – у героев пьесы вполне украинские имена: Парася, Хивря, Солопий, Грицко... Стилизованы под одежду Малороссии и костюмы героев. Но при этом то и дело выходящие из шинка подвыпившие мужички почему-то распевают старинные русские песни. Сбивает с толку и американский регтайм, используемый в некоторых сценах ярмарки. Впрочем, по признанию режиссера, она намеренно перенесла время и место действия в неузнаваемое мифическое пространство, как бы подчеркивая тем самым космополитизм самого Гоголя. Безусловно, в немалой степени своим успехом спектакль обязан и балетмейстеру-постановщику Татьяне Буриловой, поработавшей над его хореографической составляющей. Именно танцевальные номера, которыми насыщен спектакль, придали динамичности более чем трехчасовой постановке. В совершенно новом ракурсе увидели зрители в большинстве случаев драматическую оперную певицу Елену Лагоду. В новом спектакле Елена мастерски сыграла одну из главных ролей – сварливую, шумную Хиврю. А когда разыгрывались любовные сцены с участием Хиври и поповича Афанасия Ивановича, зал на несколько минут просто останавливал спектакль аплодисментами. О поповиче следует сказать отдельно. На первой премьере его сыграл Евгений Гаврилов, которого в Сыктывкаре знают как актера театра «Фантастическая реальность», а в последнее время еще и как исполнителя хитов зарубежной эстрады. Как отметила Елена Артюхина, Евгений стопроцентно подошел для этого забавного героя спектакля – и по фактуре, и по актерским, и по музыкальным данным. Не уступил ему и Геннадий Муралев, сыгравший роль поповича на второй премьере. Также замечательно сыграл цыгана Хвенько еще один драматический актер – Александр Третьяков. Как всегда, зал с восторгом принимал Михаила Журкова и Анатолия Журавлева, поочередно в двух премьерах выходивших на сцену в роли влюбленного парубка Грицко, и Ольгу Сосновскую, сыгравшую роль невесты Параси. Кстати, надо отдать должное, в силу сложившихся обстоятельств Ольга Сосновская, Елена Лагода и Оксана Клипка, обаятельно исполнившая роль цыганки Груни, отработали по нескольку спектаклей подряд – без замены. Вообще все актеры, участвующие в этом довольно-таки сложном спектакле, заслуживают самых добрых слов. Как отметила Елена Артюхина, наших артистов вообще отличает огромное трудолюбие, которого сегодня так не хватает столичным служителям сцены. Кстати, возможно, сыктывкарский зритель вновь встретится с работой этого режиссера. Сегодня Елена Артюхина обдумывает предложение о постановке оперы Доницетти «Фаворитка». По замыслу администрации театра эта опера должна стать ключевым спектаклем фестиваля «Сыктывкарса тулыс». Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |