Культура |
26 апреля 2014 года |
Три цвета "Травиаты" / Фестиваль "Сыктывкарса тулыс" порадовал зрителей второй премьерой
Двумя премьерами были отмечены первые дни фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Напомним, первой была новая постановка балета «Жизель». Второй премьерой стала опера Дж. Верди «Травиата», которую сыктывкарский зритель, подогретый рассказами в прессе об успехе постановки в Великобритании, ждал с нетерпением. Впервые «Травиата», написанная великим Верди на либретто Ф.М.Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» А.Дюма-младшего, была представлена зрителю в марте 1853 года в Венеции. Поначалу опера потерпела фиаско, общество не приняло сам сюжет – историю о куртизанке, умирающей от неизлечимой болезни. Сегодня «Травиата» считается одним из лучших произведений мировой классики, опера непременно присутствует в афише чуть ли не каждого оперного или музыкального театра. В нашем театре «Травиата» ставилась четырежды. В первый раз – в далеком 1959 году, практически одновременно с рождением театра, второй – спустя девять лет. В третий раз ее поставил главный режиссер театра Михаил Гусев в 1981 году. Нынешний режиссер театра Борис Лагода поставил свою «Травиату» к гастролям по Великобритании – этой зимой. Обкатывался спектакль исключительно на британских подмостках. Тем не менее в полной версии опера была представлена только 23 апреля – на второй день фестиваля. На гастролях какие-то очень важные моменты были попросту невозможны. Итак, долгожданная премьера состоялась. Уже с первых аккордов можно было предугадать, что опера в постановке Б.Лагоды обречена на успех. Зритель не расслаблялся ни на минуту и, что важно, не отвлекался, подсвечивая сотовым телефоном либретто, чтобы понять, о чем поют герои. Как мы уже писали, впервые опера исполнялась в нашем театре на языке оригинала. Директор театра Валентина Судакова сдержала слово: над сценой появилась установка с синхронным переводом. Даже если не знать сюжет, то с первых же секунд, как открывается занавес, внимательный зритель обратит внимание на огромные часы, изображенные на заднем плане сцены. Как символ напоминания о быстротечности жизни, как дамоклов меч застыли они над больной Виолеттой. Часы, отсчитывающие незавидно короткое счастье героини, как некий зловещий знак появятся и в руках гостей бала в момент шумного веселья, и в финале, когда Виолетта, прощенная и оправданная, доживает последние сладостно-горькие минуты жизни в объятиях любимого. Известно, что многие постановщики «Травиаты» особое внимание уделяли цветовому решению. Любопытную цветовую драматургию разыграл и режиссер Борис Лагода. В опере превалируют три цвета: сумеречная синева – как цвет болезни и смерти, в красном появляются гости бала, белый, по всей видимости, символизирует чистоту образа героини. Кстати, если вспомнить, то предшественница Виолетты – Маргарита Готье – героиня романа «Дама с камелиями» особое внимание уделяла именно белому и красному цвету. В спектакле много неожиданных и весьма любопытных решений. Так, например, если в прежних постановках сцена быков и матадора была отдана балету, то в нынешней ее играют артисты хора, что выглядит весьма забавно. Ну и, конечно, порадовали зрителя безукоризненный оркестр с маэстро Азатом Максутовым, великолепный хор под руководством Натальи Масановой и чудесные голоса Ольги Сосновской, Артема Голубева, Андрея Ковалева и Галины Маликовой. Надо отметить, солисты не просто блестяще исполнили партии своих героев, но и талантливо сыграли их драматически. Зал отметил премьеру долгими овациями. |