Домашний Очаг |
22 февраля 2008 года |
Если малыш - на "замке"
В детском саду или на игровой площадке ваш малыш держится в стороне от других детей и не хочет играть с ними. Когда приходят гости, он старается не приближаться и не отвечает на вопросы словоохотливых и улыбчивых визитеров. Такое впечатление, что в присутствии малознакомых людей он старается вести себя как можно тише и незаметнее. Что мешает малышу свободно общаться с детьми и взрослыми? Почему ему трудно вести себя непринужденно и спонтанно? Как помочь ребенку преодолеть затруднения в выражении чувств? Обычно люди воспринимают замкнутого ребенка как кроткого, боязливого, застенчивого, подавленного, предпочитающего держаться особняком. «Кажется, он совсем ни с кем не играет в детском саду, – беспокоится мама Олега. – Воспитательница сообщила мне, что он их даже побаивается». В коллективе такое поведение не одобряется! Что с ребенком: он стесняется окружающих, боится их или же у него такой характер? Конечно, родителям хотелось бы, чтобы ребенок больше общался с другими детьми, легче шел на контакт и вообще вел себя более активно и решительно. В особенности это касается мальчиков. Не многие родители хотят видеть своего сына застенчивым и робким. Тихое и застенчивое поведение девочек выглядит более привлекательно и зачастую получает одобрение родителей. Конечно, в детском саду (или на игровой площадке) есть все условия для того, чтобы дети учились общаться друг с другом. Но некоторые малыши настолько поглощены потребностью защитить себя, что не могут позволить свободных чувств, свободного познания и развития. Замкнутый, застенчивый ребенок часто ощущает опасность, когда кто-то ведет себя открыто или вступает с ним в беседу. Молчание – его единственное оружие против требований и ожиданий социума. Сдержанные, неразговорчивые дети не воспринимают свою молчаливость как какое-то нарушение, но нередко окружающие дают им понять, что считают их не такими, как все. Поэтому такие дети остро ощущают свое отличие от других детей. Конечно, необходимо объяснить ребенку, что только он может решить, вступать ему в беседу или воздержаться от контакта. Но также важно понимать, что большинство детей избегают общения, потому что боятся быть отвергнутыми. Этим детям нужно, чтобы их принимали такими, какие они есть, без критики и недовольства по поводу их особенностей. Это то, что может помочь им общаться со сверстниками и устанавливать с ними контакт по собственной воле. Ведь они были бы рады присоединиться к группе, но боятся и не знают, как это сделать. Им необходимо поощрение взрослых, для того чтобы попробовать себя в новой форме существования. Будет гораздо лучше, если рядом с вашим ребенком окажется достаточно спокойный ребенок, который не напугает его резкими движениями или бесконечными криками. Чувствуя себя в безопасности, ребенок будет охотнее идти на контакт. Не надо чрезмерно опекать ребенка. Если малыша постоянно окружает материнская забота, если ему приходят на помощь, как только на площадке появляется потенциальный обидчик, если его забирают с площадки, когда возникают конфликты, – есть риск, что он будет становиться все более скованным и пугливым. Следите за тем, что происходит на площадке, но на расстоянии, а вмешиваться имеет смысл, только если он столкнулся с действительно непреодолимыми трудностями, когда другие дети нарушают общепринятые правила поведения: сильно толкают, пытаются обсыпать песком, норовят спихнуть с горки или лесенки. Некоторые родители считают, что их ребенку пойдет на пользу компания малыша «с характером», который научил бы его вести себя смело и решительно. Это несколько жестокий способ научить ребенка общаться. Если вы считаете, что ваш ребенок слишком замкнутый и застенчивый, стоит действовать осторожно, пытаясь помочь ему. Силой можно скорее сломать замок, чем открыть его. Лучшая тактика – ненавязчиво поощрять общение вашего ребенка с другими детьми. Вы предлагаете, а ребенок сам решает, как ему себя вести. Ваша поддержка значит для него очень много: постарайтесь мягко убедить его, что другие дети – не враждебные существа, которых следует сторониться, а будущие приятели, с которыми может быть очень интересно. Многие взрослые забывают, что маленький ребенок не знает, как определить, представляет ли другой человек для него опасность. Поэтому ему может понадобиться наша поддержка и уверенность в том, что он может чувствовать себя достаточно безопасно, завязывая новые отношения. В некоторых случаях вы можете представить детей друг другу, попросту взять свое чадо за руку и познакомить его с другим малышом. Ребенок, которого представили родители, внушает больше доверия. Если вы уделите особое внимание общению малыша, его умению знакомиться и поддерживать совместную игру, то можете быть уверены, что в детском саду у него будет меньше сложностей с адаптацией. |