Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
22 февраля 2008 года

Владимир Осьмак: "Без предупреждения приставы "в гости" не ходят"

Новый Закон «Об исполнительном производстве», вступивший в силу 1 февраля этого года, уже успел приобрести своих сторонников и противников. Одни считают, что в нем не вполне определены правовые механизмы, обеспечивающие эффективность исполнительного производства, в частности даны недостаточные гарантии самостоятельности и независимости приставу-исполнителю. Другие, напротив, уверены, что новое законодательство существенно повысит эффективность работы ФССП России и авторитет правосудия в целом. В чем слабые и сильные стороны нового Закона «Об исполнительном производстве», какие важные изменения появились

в его новой редакции, насколько эффективным он окажется на практике? На эти и другие вопросы корреспонденту «Республики» ответил руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Владимир Осьмак.

– Владимир Иванович, после того как 1 февраля этого года вступил в силу новый Закон «Об исполнительном производстве», пошли разговоры о том, что судебные приставы теперь могут взламывать дверь квартиры должника без ее хозяина. Это правда?

– Судебные приставы и до принятия нового закона могли попасть в квартиру должника в его отсутствие, но сегодня эти полномочия расширены. Раньше эта процедура происходила при исполнении судебных решений только по вселению и выселению. Допустим, вы сдали квартиру, а ваш квартиросъемщик кормит вас «завтраками», что переберется. Вы подали на него в суд и выиграли дело. На основании решения суда судебный пристав имеет право взломать дверь квартиры, где поселился недобросовестный гражданин, даже в его отсутствие, описать и собрать имущество, передать на ответственное хранение. Чтобы у квартиросъемщика не появилось впоследствии претензий, что якобы среди его вещей пропали золотые слитки или пачки купюр, приглашаются понятые.

Теперь по новому закону пристав может входить в жилище должника уже по всем категориям исполнительных документов. Конечно, сам момент входа в квартиру очень щепетилен. Здесь нельзя перегибать палку. Но замечу, что без предупреждения судебные приставы «в гости» никогда не ходят. Должники всегда заранее получают уведомления о принимаемых мерах по выселению. Конечно, к новшеству в законе мы постараемся прибегать как можно реже – если других вариантов для решения данного вопроса просто не будет.

– Одним из нововведений стало ужесточение контроля над всякого рода неплательщиками. В частности, с 1 февраля судебные приставы могут возбуждать уголовные дела в отношении злостных неплательщиков алиментов. Насколько это новшество актуально для Республики Коми?

– Достаточно актуально. Уточню, что с 1 февраля судебные приставы могут возбуждать уголовные дела дополнительно по двум статьям Уголовного кодекса РФ: статье 157 «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» и статье 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». По первой из них Управлением ФССП России по Республике Коми с 1 февраля уже возбуждено девять уголовных дел. Около шестидесяти уголовных дел, ранее начатых правоохранительными органами республики по названным статьям, на сегодня также переданы службе судебных приставов. Опять же алиментщики заранее предупреждаются о необходимости погасить долг, из них злостные неплательщики привлекаются к уголовной ответственности. Отмечу, что в прошлом по республике велось более 28 тысяч исполнительных производств по алиментным обязательствам. Больше всего таких документов находилось в отделах судебных приставов по Сыктывкару, Воркуте, Ухте, Инте, Усинску, Сосногорску, Эжвинскому району Сыктывкара. Бывает, что алиментщики попросту пытаются скрыться от своих обязательств и переезжают на другое место жительства. На сегодня судебными приставами республики разыскиваются 587 человек.

Еще одна мера по отношению к неплательщикам алиментов – это запрещение выехать за границу. В 2007 году через пограничную службу республики ограничение на выезд по Коми было вынесено в отношении 191 человека. Как и прежде, приставы будут самостоятельно включать в списки «невыездных» тех, кто должен по суду и уклоняется от погашения задолженности. Кроме того, исполнители получили право обращаться в суд с просьбой закрыть выезд должникам, которых оштрафовали ГИБДД, участковые, налоговики и так далее.

Но надо признаться, что работа с алиментщиками – это лишь одна десятая часть от всех исполнительных производств, которые мы ведем. Гораздо более важным нововведением считаю то, что с 1 февраля судебные приставы получили право запрашивать любую информацию у банков о состоянии счетов их клиентов-должников. Эта мера действительно облегчит нам работу. Руководители предприятий-должников любят уверять судебных приставов, что у них нет денег на выплату зарплат своим сотрудникам, в то время как на счетах зачастую находятся крупные суммы. Отныне судебные приставы смогут запрашивать информацию не только о наличии счета, но и о движении денежных средств.

– Помимо этого, какие еще изменения в законе вам кажутся важными?

– Новый закон наделил главного судебного пристава Российской Федерации правом передавать исполнительное производство из одного территориального органа ФССП России в другой, а главным судебным приставам субъектов Федерации – из одного структурного подразделения в другое. Это новшество мне кажется очень важным. Оно позволит избежать давления на судебных приставов в маленьких городах или районах, где друг друга все хорошо знают. Человеку со стороны с такими делами будет работать гораздо легче. В прошлом году нами наложено порядка тысячи арестов на имущество. В связи с этим считаю ценным в новом законе урегулирование вопросов оценки и продажи арестованного имущества. В частности, наконец определен предел стоимости, до которого судебный пристав-исполнитель вправе производить самостоятельную оценку. Этот показатель не может превышать 30 тысяч рублей. Важно, что новый закон конкретнее определил порядок привлечения судебными приставами виновных лиц к штрафу за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Немаловажное значение имеет то, что законом расширены полномочия судебного пристава-исполнителя в части доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов.

– Владимир Иванович, а в чем вы видите слабые стороны закона?

 – Конечно, многое можно было бы скорректировать в законе. Приведу лишь один пример. До сих пор мы вынуждены «бегать» за должниками по линии ГИБДД. Требуем от граждан уплаты незначительных сумм – сто, двести рублей. Для этого нам приходится вести множество документов, соблюдать различные процедуры. Все могло бы быть гораздо проще. Скажем, если должник не выплатил штраф вовремя, то за каждый просроченный день на сумму долга могла бы начисляться пеня. Так сегодня происходит на Западе. Такое могло быть и в России. Думаю, многие бы перестали тянуть с оплатой, а у нас бы стало меньше лишней работы. То же самое могло бы коснуться взаимоотношений граждан с налоговыми органами, Пенсионным фондом и так далее.

– Давайте немного отступим от главной темы нашего разговора. Некоторые считают, что привести судебное решение в исполнение – дело почти невозможное, и поэтому работу судебных приставов называют малоэффективной. В связи с этим говорят, что службе судебных приставов нужно создать конкуренцию. На ваш взгляд, насколько было бы целесообразным отказаться от государственной монополии в этой сфере, разрешив деятельность частных приставов-исполнителей?

– Заботу об исполнении судебных решений взяло на себя государство. Считаю это большим благом для людей. Назовите хоть одну коммерческую организацию, которая не преследует своего финансового интереса? Думаю, если частники придут в этот вид деятельности, то будут втридорога оказывать вам те услуги, которые служба судебных приставов оказывает бесплатно. Вам это нужно? Насколько квалифицированную помощь они будут оказывать, тоже неизвестно. Сегодня наша структура находится на содержании государства. Думаю, люди должны пользоваться этой привилегией.

Лилиана ЭЙХМАН.

Фото Елены МАКИНОЙ.

 

«В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: …с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника – без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником».

(Закон РФ «Об исполнительном производстве», ст. 64.) 

«У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях».

(Закон РФ «Об исполнительном производстве», ст. 69.)

 

«При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации».

(Закон РФ «Об исполнительном производстве», ст. 67.)

«Главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ».

(Закон РФ «Об исполнительном производстве», ст. 33.)

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 34 (3708)
22 февраля 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»