Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Экономика
22 февраля 2008 года

Картошка с бананами

/ Почему местные сельхозпроизводители не могут попасть в число "игроков" на аукционах по госзакупкам?

Моя знакомая, работающая в пищеблоке одной из республиканских больниц, как-то посетовала на сложности из-за поставок не всегда качественных продуктов питания: «Бывает, что и молоко вроде бы привозят свежее, датированное сегодняшним числом, а начинаешь варить кашу, оно сворачивается. Конечно, не самолетом же они его из Кирова и Вологды везут! Да и мясо привозят импортное, дешевое...

Жалко мне наших больных, им ведь укреплять здоровье нужно, а их кормят такими продуктами. Все этим недовольны, но наши возмущения никто

не слышит...» Стало любопытно, случайное  ли это совпадение или

все же закономерность, продиктованная самой системой государственных закупок продовольствия для бюджетных организаций?

 

Два пишем, три в уме

 

Оказалось, что от возникновения подобных ситуаций не застрахован никто. Лазейку чересчур предприимчивые предприниматели нашли в технологическом процессе переработки молочной продукции, производство которой не заканчивается в стенах цехов. По технологии «молочка», что называется, «дозревает» на складе и на законных основаниях датируется завтрашним днем. Но по ГОСТу срок поставки молока составляет пять дней. К примеру, в Кирове продукция в течение одного дня готовится к отправке, еще сутки уходят на транспортировку до Сыктывкара, день – на развозку товара по бюджетным организациям. А у нас их не один десяток. Это в идеале.

А в реальности – может произойти сбой, или предприниматель, чтобы сэкономить на доставке, укомплектует партию и будет вывозить товар раз в три дня. Вот и получается, что без договоренности с переработчиком, чтобы тот датировал «молочку» завтрашним числом и был запас времени, не обойтись. И такие схемы работают, благо на выходе никто, кроме самого молзавода, контроль не осуществляет.

Сегодня работает узаконенный формальный подход при конкурсном отборе поставщика продуктов питания, когда вопросы качества уходят на второй план.

Условием любого аукциона по государственным закупкам для бюджетных организаций является документальное подтверждение качества продукции. Для этого участники конкурсов предоставляют сертификаты качества, санитарные заключения, а также документы, подтверждающие факт закупки продуктов в том или ином месте. Другое дело, что предоставление этих документов носит разовый характер, они просматриваются на момент подачи заявки. Далее конкурсная комиссия не отслеживает, насколько честно поставщик продовольствия выполняет договоренности в рамках госзаказа.

Генеральный директор ОАО «Пригородный» Алексей Буткин, предприятие которого активно «играет» на аукционах по госзакупкам, убежден, что уведомительный принцип провоцирует частного предпринимателя, по большей части оптовика, нарушать взятые обязательства. К примеру, недобросовестные поставщики предоставляют ксерокопии документов, составленные надзорными органами или ведомствами, осуществляющими сертификацию. Для конкурсной комиссии по большому счету важно лишь наличие документации.

– Три года назад один из частных предпринимателей Сыктывкара хотел выставиться на конкурс, представил документы, подтверждающие, что у него товар надлежащего качества, – рассказывает А.Буткин. – Для этого ему достаточно было заключить с ОАО «Пригородный» разовый договор на покупку творога. Мы, как поставщик, вместе с товаром отправили всю надлежащую документацию, которая была приложена к конкурсной. Предприниматель, воспользовавшись ситуацией, и не собирался поставлять наш творог, но документы явились для него хорошим прикрытием на весь срок действия контракта по госпоставкам.

 

Мерило всему – цена

 

Кроме того, на аукционе бал правит цена. Если сегодня рядового потребителя устраивает цена, но при этом качество продукта вызывает сомнения, то он лучше заплатит больше, но купит то, что ему нравится. Что касается бюджетных поставок, то баланс цены и качества не является определяющим. В итоге дешевые импортные продукты занимают львиную долю в объеме закупок в рамках госзаказов.

И это при том, что в бюджете республики закладывается достаточный объем средств под реальные цены на товар. К примеру, по мясу это 160-180 рублей за килограмм. Именно такую цену выставляют местные аграрии за кило свежего мяса. Тем не менее победителем аукциона становится перекупщик, предлагающий килограмм сомнительного качества мяса за 80-100 рублей.

Прежде всего сориентированы на освоение бюджетных каналов посредники, перепродавцы. Торговля же, наоборот, предпочитает работать с местными сельхозпроизводителями. По данным Роспотребнадзора РФ, объем забракованного отечественного мяса в 2005 году составил 1,2%, импортного – 43,3%. По цельномолочной продукции процент выбраковки также показателен. Выявлено некачественной отечественной «молочки» – 25%, импортной – 45,3%. По маслу животному цифры и вовсе выглядят шокирующими: 19% брака приходится на отечественного производителя, 77% – на импортных поставщиков.

По словам А.Буткина, нужно изменять правила игры в этой сфере, уходить от доминанты цены. Ведь пациенты больниц, дети и старики должны получать полноценное питание, способствующее сохранению их здоровья. Но на деле получается, что государство мотивирует поставлять дешевый и низкосортный товар. В том же мясе могут присутствовать различные наполнители, в молоке – искусственные добавки, считает руководитель «Пригородного».

Изменение условий контракта поможет навести порядок в сфере поставок продуктов питания государственным и муниципальным заказчикам, считает А.Буткин. Ведь можно обязать поставлять мясо по ГОСТу, и тогда в республику потоком пойдет мясная продукция из других регионов. А можно при формировании лотов на конкурс предусмотреть поставки охлажденного мяса. И тогда предприниматели, торгующие импортной и произведенной за пределами республики продукцией, выйдут сами по себе из конкурсного поля.

По молоку «шлагбаумы» не поставишь. Это скоропортящийся продукт, который должен быть реализован в кратчайшие сроки.

Выход, по мнению А.Буткина, в подключении специалистов Минздрава РК, надзорных органов к контролю за выполнением обязательств, оговоренных в контракте. Об этом говорил и Глава РК Владимир Торлопов во время своего последнего визита в Корткеросский район, когда встречался с местными аграриями.

 

Без учета специфики

 

Не в восторге местные производители продуктов питания и от принципов формирования лотов. Непродуманная система, при которой учитываются только интересы заказчика, приводит к тому, что не все местные сельхозпроизводители имеют возможности стать участниками конкурса.

– В ноябре 2007 года на первый квартал 2008-го был выставлен лот №8 по снабжению детских дошкольных учреждений Сыктывкара. В одном лоте прописаны масло животное и твердые сыры, – комментирует А.Буткин. – Это означает, что ОАО «Пригородный» или другой местный переработчик молока, желающий участвовать в этом конкурсе, должен озаботиться приобретением сыра на стороне, поскольку сам его не производит. И однажды нам пришлось докупать, правда, не сыр, а кефир, чтобы участвовать в конкурсе. Можно, конечно, и освоить производство твердых сыров. Но это дело непростое с технологической точки зрения.

Аналогичные требования выставляют и другие министерства и ведомства. К сведению, производители цельномолочной продукции, работающие близ Сыктывкара, ориентированы на выпуск кефира, сметаны, творога, молока. Производители масла находятся в отдаленных районах республики, а твердые сыры выпускают только два завода.

С мнением А.Буткина согласен и руководитель ГУП ОПХ «Северное» Франц Заинчковский.

– Для меня вообще непонятно, – говорит он, – как можно в один лот вписывать сливочное масло и... яйца? Мы занимаемся переработкой молока. Сопутствующие кисломолочные продукты можем поставлять. Но где нам взять куриные яйца? Или где директору птицефабрики найти «молочку»? Понятно, что такая схема дает зеленый свет оптовикам, нас оттесняют в торговые сети. Открывать же свою фирменную торговую сеть нереально из-за дефицита оборотных средств. Даже увеличение дотации на молоко на 45% при столь стремительном росте цен на ГСМ, электроэнергию, комбикорм привело к тому, что с каждого литра мы несем убытки в 2 рубля 50 копеек...

Осложняет ситуацию требование заказчика на поставку молока в тетрапаке. Таким образом, сужается круг местных поставщиков, так как не все заводы имеют линии по расфасовке. Упаковка каждого литра молока в тетрапак обходится в сумму не менее четырех рублей!

По данным специалистов Минсельхозпрода РК, некоторые госзаказчики стараются делить лоты. К примеру, в заказе на поставку продуктов питания на первый квартал 2008 года для нужд управления дошкольного образования Сыктывкара сформированы отдельные лоты по мясу говядины (лот №1), яйцу (лот №6), молоку и молокопродуктам (лот №9). В этом случае местные производители и перепродавцы могут конкурировать. Абсолютно иная картина складывается при формировании лотов для нужд Эжвинской городской больницы. Здесь в один лот включены кефир, творог, чай и сухофрукты.

Растениеводам «повезло» не меньше. К примеру, есть лоты, где фигурируют овощи тепличные – томаты, огурцы, баклажаны, кабачки и... морковь, являющаяся овощем открытого грунта. Иногда добавляется консерваж, то есть помимо свежих огурцов оговариваются поставки соленых овощей. Доходит до того, что наряду с картофелем и капустой выставляются яблоки зеленые и красные, яблоки моченые, и даже бананы, которые, как известно, в России не растут. Все это, по мнению местных аграриев, говорит о непрофессиональном подходе при формировании лотов, об отступлении от классификатора товарных групп.

Если бы пищевая промышленность республики была развита и позволяла бы объединять различные группы товаров, то вышеназванная практика формирования лотов имела бы право на существование. Реально участвовать в аукционе по крупным лотам может одно крепкое хозяйство, остальные сельхозпроизводители автоматически оказываются за бортом. Столь упрощенный подход, отсутствие интереса к мониторингу продовольственного рынка со стороны организаторов конкурса выливается в дискриминацию по отношению к местным производителям. Если бы министерства здравоохранения и образования, социальные службы прислушивались к рекомендациям Минсельхозпрода Коми по формированию лотов, то, возможно, ошибок было бы меньше. Сегодня отраслевое министерство отстранено от участия в этом процессе. По-прежнему Минфин РК организует конкурсы, министерства и ведомства выступают в роли заказчиков.

 

Игра в одни ворота

 

Понятно, что каждая сторона должна получить выгоду: поставщик от продажи товара, бюджетная организация – в случае гарантированной доставки товара по приемлемой цене. Однако в процессе реализации договоренностей принцип взаимной выгоды нарушается.

К примеру, осенью прошлого года подскочили цены на продовольствие. Цены же на аукционе в четвертом квартале прошлого года на поставку продуктов в первом квартале 2008 года указывались без учета индекса ожидаемого повышения цен и без учета роста затрат на ежедневную доставку до потребителя. По итогам аукциона, проведенного в сентябре прошлого года, ОАО «Пригородный» должно было поставлять молоко жирностью 3,2% по цене 15,2 рубля за литр с учетом затрат на доставку. Но до середины октября 2007 года цены на молоко выросли на 28 процентов. Чтобы не сорвать подвоз продуктов и не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, пришлось работать себе в убыток и терять по пять рублей на каждом литре. А это миллион рублей убытков!

Повышение рыночной цены не отнесено к форс-мажорным обстоятельствам. А значит, изменить условия действия госконтракта или расторгнуть его невозможно. Срыв договорных обязательств чреват судебным разбирательством со всеми вытекающими последствиями. При расторжении госконтракта необходимо немедленно организовывать новый конкурс. Время на все эти мероприятия лимитировано, дабы не срывать процесс обеспечения лечебно-профилактических, образовательных и социальных учреждений.

Точка зрения государственных или муниципальных заказчиков на поставки продуктов питания для бюджетных организаций предельно ясна. Им удобнее формировать крупные лоты – один поставщик, один расчетный счет. Проводить аукционы ежемесячно также не согласится ни одно министерство или ведомство – слишком велик документооборот. Но ведь и специфику наших сельхоз-организаций нельзя сбрасывать со счетов!

Сегодня все заинтересованные стороны признают необходимость обсуждения этой проблемы как можно с большим числом участников. Если не будут внесены изменения в существующий порядок аукционов по госзакупкам, которые бы не противоречили федеральному законодательству, то уже в скором времени местный производитель вообще уйдет от участия в конкурсах.

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №34 (3708) - 22 февраля 2008 года

Бюджетникам подняли фонд оплаты / Депутаты обещают в 2008 году улучшить качество жизни населения и своей работы

 №33 (3707) - 21 февраля 2008 года

Инвестиции в заполярный город

По полтора телевизора на семью

На рынке труда - несовпадение спроса и предложения

Качественные перемены в экономике республики влекут за собой повышение уровня жизни

 №32 (3706) - 20 февраля 2008 года

Законопроект о повышении зарплаты

Вуктыльцы недоплачивают в Пенсионный фонд

На коммунальном фронте без перемен / А вот строители наращивают темпы и сокращают убытки

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 34 (3708)
22 февраля 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»