Из первых уст |
25 июля 2013 года |
Евгений Филиппов: "Лайка вполне может стать символом Коми"
Команда Коми республиканского общества охотников и рыболовов, выступившая недавно на IV всероссийской монопородной выставке лаек в Ярославле, заняла I место, а лайка по кличке Чара завоевала звание чемпионки. Практически вся команда состояла из сыктывкарских заводчиков, а председатель секции владельцев лаек при Коми республиканском обществе охотников и рыболовов Евгений Филиппов выступал на этих соревнованиях в качестве судьи. Он входит в число лучших российских экспертов по лайкам. Наш корреспондент поинтересовалась, действительно ли лайка может стать символом нашей республики. – Евгений Николаевич, разработчики Концепции развития внутреннего туризма в Коми предложили в качестве бренда республики культивировать лайку. Вы поддерживаете эту идею? – Конечно, лайка вполне могла бы стать символом республики. Из поколения в поколение она была частью образа жизни коми народа. Многие семьи существовали преимущественно за счет того, что хозяин добывал на охоте. – Но почему-то на «Зимней Ыбице» в марте этого года в этнопарке играли в саамский футбол и целовали собак хаски… – А хаски – это тоже лайка. По внешнему виду ее даже трудно отличить от лайки. Единственный отличительный признак – у хаски голубые глаза. Их использовали в основном как ездовых собак. Но они неимоверно выносливы, дружелюбны, у них прекрасное чутье, и если с ними начнут охотиться, то они будут работать не хуже, чем наши лайки. – Так какие же лайки – наши, а какие не наши? – Мы считаем, что родная для Коми порода – это русско-европейская лайка. Это очень энергичная, подвижная собака, с хорошим поиском. Очень рано начинает работать, уже в 6-7 месяцев молодые лайки охотятся как взрослые. У них хорошие звучные голоса, недаром их называют лайками. Чем звонче, чем заносчивее голос, тем лучше, тем дальше ее слышно охотнику. Лайка достаточно плодовита, у нее всегда бывает в помете от 5 до 7 щенков. Она универсальный добытчик, с ней ходят и на белку, и на куницу, на боровую дичь, на крупного зверя – на лося, кабана, медведя… И это очень смелая собака. Никакого зверя не боится. Родоначальником русско-европейской лайки считается кобель по прозвищу Музгар, вывезенный в Москву в 1947 году из Помоздинского района. Сейчас это Усть-Куломский район. А крестным отцом лайки считают известного кинолога Э.Шерешевского. Музгар был черно-белого окраса, его повязали с западно-сибирской лайкой по кличке Питюк. Она была серого окраса, а все щенки родились черные с белым, как Музгар. Решили закрепить этот черно-белый окрас: дочку и сына – Путика и Помку – повязали между собой. Это называется тесный инбридинг, что в принципе в разведении пород используется исключительно редко и исключительно для закрепления каких-то необходимых качеств, в данном случае для закрепления окраса – черно-белого. Сейчас потомство Музгара распространилось по всей России, от Калининграда до Камчатки. И теперь русско-европейскую лайку отличают прежде всего по окрасу. Она или черная, или черно-белая. Вторая по численности в Коми – западно-сибирская лайка. Эта порода отличается более крупными размерами. И что характерно, собаки бывают и белые, и серые, и серые с белым, и рыжие, рыжие с белым, и волчий окрас встречается. Словом, совершенно неограниченный спектр окраса. Но эта собака менее темпераментная, более уравновешенная. Карело-финские и восточно-сибирские лайки у нас в республике не настолько популярны. – Евгений Николаевич, лайка ведь не декоративная собака, это охотничья порода. Ей не место в городе. Между тем в Ярославле на всероссийской выставке выступили одни сыктывкарцы... – Если бы не усилия сыктывкарских заводчиков, то чистопородная лайка давно бы исчезла. Она не выродилась только благодаря тому, что мы ведем отбор заводским методом, занимаемся племенной работой. К сожалению, в районах сейчас серьезно с собаками не занимаются. Парадокс заключается в том, что в последнее время за щенками к нам приезжают из тех районов, где лайка всегда считалась исконной породой, – из Удорского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского, Троицко-Печорского, Прилузского, Сысольского районов. Это всегда были традиционно сильные промысловые районы, но сейчас там местных лаек практически не осталось из-за того, что собак держат на воле. Животные сами вяжутся как попало, с кем попало, и никто за этим процессом толком не следит. – Но ведь и раньше в деревнях собак вольно держали… – Собак, конечно, во все времена на воле держали, но если самка понесла, то хозяин всегда знал, от какого кобеля. Специально никто вязки не делал, но все процессы строго контролировались. Поехал я как-то в Удорский район, в село Важгорт. Это большое село, но гостиниц там нет, и меня отправили на постой к одному из местных старожилов, у которого был большой дом. Он вышел мне навстречу, а сзади лайка – красивая, классического черно-белого окраса. Я к хозяину без всяких предисловий: «Иван Иванович, повязать бы вашего кобеля, я бы от него весь помет взял!» А оказалось, что кобель – кастрированный. Расстроился я тогда донельзя. Иван Иванович же только плечами пожал, дескать, чему удивляться, на Вашке всегда так было. На все село оставляли одного-двух кобелей, остальных кастрировали, чтоб не отвлекались во время охоты. Вот как жестко было! Кроме того, у коми охотников, да и у других народов Севера существовал очень жесткий отбор собак по рабочим качествам. Оставленного из помета щенка брали с собой на охоту, и если он в первый же сезон не начинал работать так, как мать, они его и домой обратно не привозили. Уничтожали прямо в лесу. Охотникам некогда было ждать, когда собака начнет работать. Шла жесткая выбраковка, чего сейчас, конечно, нет. Родились щенки – попробуй, охотник, скажи, что этого щенка надо умертвить потому, что слабенький. Дети сразу начинают заступаться, да и другие члены семьи, конечно, не дадут этого сделать. Но тем не менее у лайки сохранились хорошие рабочие качества, поскольку в свое время промышленники вели жесткий отбор. Бывает, что породистая собака повяжется с беспородной, и щенок родится вислоухим, а все равно и такая полукровка работает – и на белку лает, и перед другим зверем не пасует. Благодаря отбору сформировался устойчивый генофонд. Ведь в коми деревнях никаких других пород собак, кроме лаек, даже держать не разрешалось. Если появлялась собака другой породы, она тут же уничтожалась. Когда в Нювчиме, Нючпасе стали строить чугунолитейные предприятия, то специалисты приехали из центральных областей, где промышленность была развита. И вот те мастеровые люди завезли сюда гончих собак. Я нашел в архивах челобитную от одного из заводских служащих в адрес Екатерины II, чтобы с ее разрешения можно было привезти в Коми собак других пород. Нашел я и документ с ответом от царицы, в котором сказано, что разрешение она дает, но только в качестве исключения для этих двух (тогда промышленных) районов – Койгородского и Сыктывдинского. – У промысловиков была своя система отбора собак. А как теперь оценивают, хорошая лайка или плохая? – Современная система отбора лаек тоже годами складывалась. Как оценить собаку? Прежде всего по внешнему виду – красивая она или нет. Неспециалисту любая собака может показаться красивой, он будет ходить и восхищаться: «Ой, какие глазки!» Но эксперт все оценивает с точки зрения соответствия стандартам. Система стандартов четырех видов лаек была описана в 1947 году кинологом Э.Шерешевским. Однако и соответствия стандартам мало. Предназначение лайки – это охота, поэтому и классность определяется по рабочим качествам. Выследив зверя, собака должна правильно его облаять. Некоторые собаки имеют привычку доклада – полают и бегут к хозяину, дескать, давай, беги быстрее за добычей, я же тебе уже нашла. А это плохо. За это время зверь может уйти. Русско-европейская лайка же очень «вязкая» собака, она никогда не бросит зверя. Будет лаять до тех пор, пока охотник не подойдет на выстрел. Только по одной белке лайку оценивают по девяти параметрам: чутье, быстрота, правильность поиска, голос, характер облаивания, слежка, «вязкость», отношение к убитому зверьку и послушание. Понятно, что собака должна быть управляемой. – Коми охотники считали, что лайки могут видеть обитателей потустороннего мира. А Вы верите, что они обладают какими-то феноменальными способностями? – Неграмотный крестьянин, конечно, оценивал обостренное чутье, обоняние, зрение, слух собаки как сверхъестественные качества. Лайка за много дней чувствовала, какая будет погода. Если валяется собака на спине, то охотник знает: быть пурге. А потом собаку же ценили как кормилицу. Раньше хорошую лайку на корову бы не променяли, хотя корова – она ведь тоже кормилица. В деревне корова и пропитанием обеспечивала, и деньгами, если лишнее молоко можно было продать на сторону. Ну а добычливый охотник, он же тоже привозил из леса благодаря собаке и меха, и мясо. На пушнину охотник мог обменять все, что душа пожелает. В Важгорте я был в 1967 году, и тогда там стояли еще амбары – дореволюционные фактории, выстроенные купцами. Торговцы привозили порох, оружие, мануфактуру, потом все это меняли на пушнину, и охотник становился зажиточным человеком. На охоте, конечно, никто никогда еще не разбогател, но по сравнению с другими сельчанами промысловики жили неплохо. – На корову собаку не меняли, но как-то же обзаводились начинающие охотники щенками… – В коми деревнях никому не дозволялось отдавать щенков на сторону, на вывоз. Ну а со своими-то делились. Если собака хорошо работала – от чужих охотник это тщательно скрывал. Всегда прибеднялся и говорил: «Плохо работает. Ой, плохо…» «Как же, – допытывались завистники, – а ты столько пушнины сбыл». «Да не-е… Это так, случайно… Просто повезло…» Промысловик никогда не хвалил собаку на людях. А если похвалит – украдут. А украли собаку – все, он нищий. – Кстати, а сколько сейчас стоит породистый щенок? – До 90-х годов у нас в Коми республиканском обществе охотников и рыболовов устанавливались фиксированные цены. В те времена, когда членский взнос в обществе составлял один рубль, элитный щенок стоил 10 рублей. В последний раз мы разрабатывали цены в 2008 году, и щенки «элиты» стоили 5 тысяч рублей. Но эти цены мы называем рекомендательными, поскольку не имеем права настаивать. Собака – это ведь частная собственность, и никто не вправе вмешиваться в то, как человек ею распоряжается. Некоторые владельцы собак считают, что должна быть свободная цена – сколько он запросит, столько и будет стоить щенок. Были случаи, когда продавали и за 30 тысяч рублей. Лично я всегда продавал щенков строго по той цене, которую рекомендовало общество, поскольку считаю, что на собаках зарабатывать грешно. Наша главная задача заключается в постоянном усовершенствовании экстерьерных и рабочих качеств лайки. Но с другой стороны, конечно же, каждый заводчик как-то свой труд должен компенсировать. А затраты ведь немалые. Многие полагают, что заводчик продал щенка, и все – свободен. Но это не так! Он должен помочь новому владельцу лаек правильно натаскать собак, чтобы те получили полевой диплом. Почему заводчик в этом заинтересован? Да потому, что на выставках за каждого классного щенка дополнительные баллы получают и папа его, и мама. Так вот, до тех пор, пока собака не получит диплом первой степени, заводчик должен тормошить человека, который купил щенка, чтобы тот водил своего питомца в лес. Порой трудно даже сказать, у кого больше затрат: у человека, который купил щенка или который отдал его. А потом мы в обществе охотников еще из чего исходим? Сегодня у меня состарилась собака или по какой-то причине я ее потерял – к кому пойти? Я пойду к своему товарищу, который держит породистую собаку, и у него возьму щенков. А завтра с его собакой что-то случится – и он в свою очередь придет ко мне. Что ж мы друг перед другом цены будем заламывать, что ли? А вот если щенков покупают люди из-за пределов республики, то у нас в обществе всегда действовало такое правило – щенок стоит в два раза дороже. – Евгений Николаевич, что необходимо предпринять, чтобы лайка на деле стала символом Коми края? – Самый верный путь – устраивать массовые мероприятия и хорошо их афишировать. Состязания должны проводиться не только ради интереса тех людей, которые держат собак. Надо привлекать на выставки как можно больше зрителей, чтобы в городах и районах гордились своими выдающимися лайками. Беседовала Ольга Александрова. Фото Дмитрия Напалкова. У лайки сохранились хорошие рабочие качества, поскольку в свое время промышленники вели жесткий отбор. Бывает, что породистая собака повяжется с беспородной, и щенок родится вислоухим, а все равно и такая полукровка работает – и на белку лает, и перед другим зверем не пасует. Родоначальником русско-европейской лайки считается кобель по прозвищу Музгар, вывезенный в Москву в 1947 году из Помоздинского района. Сейчас это Усть-Куломский район. |