Культура |
23 июля 2013 года |
Душа есть у каждой вещи/ В центре "Югор" проходит необычная выставка Валерии Осташовой
В Центре культурных инициатив «Юг?р» проходит выставка известной сыктывкарской художницы Валерии Осташовой «Единичная система измерения». Примечательно, что еще до открытия в «Юг?ре» у вернисажа появилась своя история. Изначально эту довольно-таки большую, объемную выставку планировалось открыть в Национальной галерее РК, но ее руководство художницу не поддержало. И тогда выставка открылась в… селе Глотово Удорского района, в стенах и возле стен бывшей Христорождественской церкви. Нестандартное «музейное» пространство придало выставленным объектам совершенно неожиданное звучание, не говоря уже о том, что у художницы появились новые поклонники в лице сельских жителей, а также сотни гостей из Брянской, Кировской, Пермской, Свердловской областей, Башкортостана и Удмуртии. Они тогда собрались на Павленковские чтения, проходившие в районе. Многие были заинтригованы загадочной надписью на афишах, развешенных по селу: «Единичная система измерения» представляет собой «реально произошедший сюжет в конкретном пространстве, рассмотренный через увеличительную линзу методом очищения от лишнего, несущественного…» Идея провести выставку в Глотово принадлежит подруге Валерии – известному коми поэту Нине Обрезковой, уроженке этих мест. На выставке в «Юг?ре» Валерия сама расшифровывала гостям метафоричность своих необычных объектов. Вот, например, инсталляция «Затонские грибы» (Валерия проживает в сыктывкарском поселке Краснозатонский). Из деревянного куба шляпками вверх «растут» огромные искривленные кованые плотницкие гвозди, и на самом деле напоминающие опята. – В Затоне когда-то был судоремонтный завод. Потом его не стало, все разграбили, но время от времени на этом месте из земли вылезают вот такие «грибы», – поясняет Осташова смысл своей конструкции. Вообще слушать Валерию чрезвычайно любопытно, у нее совершенно незамутненное, почти детское и в то же время весьма и весьма ироничное восприятие окружающего мира. С доброй насмешкой представила она и ряд объектов, изготовленных в духе советской архитектуры. В их числе, например, детская поликлиника Ухты с «выдающимся» выступом по фронтальной стороне здания. – Мои друзья упрекают меня в излишнем абстракционизме. Но взгляните: что может быть конкретнее? Стояла рябина, было много ягод. С черного озера прилетели птицы, склевали рябину, остались лишь голые ветки, – демонстрирует она свой триптих, выполненный в графике по железу. В числе работ, представленных на выставке, – «Прибор для определения одушевленности предмета» с инструкцией об использовании. Душа есть у каждой вещи, утверждает художник. Прибор поможет разглядеть душу. Позабавила Валерия своих почитателей и историей о рыбе. – Вот семга, которую Мезень разбрызгивает. Рыбаки ушли домой, не дождались рыбы. А мы видели, как она косяками вылетала и шмякалась об воду. Вся Мезень в ее брызгах была, – комментирует художница свой очередной шедевр. Почти драматично смотрятся найденные В.Осташовой на развалах какого-то деревенского дома истлевшие, ставшие тонкими, как папирус, оклады святых. Триптих закреплен на специально декорированных занавесях, по абрисам на двух окладах можно догадаться, что это были иконы Спаса и Николая Чудотворца. Третий оклад изготовлен самой Валерией. По ее словам, это неизвестный святой, который, возможно, находится где-то рядом... Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |