Общество |
18 января 2008 года |
Флэшмоб по-сыктывкарски/ Заморское развлечение не столь безобидно, как кажется...
Не так давно сленг сыктывкарской молодежи пополнился еще одним модным словечком – «флэшмоб». В интернет-энциклопедии «Википедия» этот неологизм объясняется как заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут с серьезным видом выполняет заранее оговоренные действия абсурдного характера, а затем быстро расходится в разные стороны как ни в чем не бывало… На зов Ктулху Психологический принцип флэшмоба строится на том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней так, как будто для них это вполне нормально и естественно. В итоге случайные зрители, их называют фомичами, воспринимают происходящее как серьезную ситуацию, в которой есть какой-то смысл, пытаются его найти. У них возникает чувство интереса, тревоги, непонимания или даже чувство собственного помешательства. Сами же участники мероприятия делают это из различных побуждений: хотят развлечься, протестуют против стереотипов поведения в обществе, самоутверждаются, пытаются получить острые ощущения и так далее. Первыми мобберами в Сыктывкаре были известные в журналистских кругах юноши: Яков Голдин (сегодня ведет информационную программу на канале КРТК) и Роман Истомин (бывший корреспондент Коми республиканского телеканала, а ныне один из сотрудников программы «Максимум» на канале НТВ). Около трех лет назад они проводили первые в Республике Коми флэшмобы: группа людей как будто спонтанно с умными лицами разворачивала газеты в общественных местах или пыталась сдвинуть с места обычный жилой дом. Все проходило быстро, эффектно, приводило посторонних людей в изумление. Но вскоре интерес к развлечению прошел. О флэшмобах в столице Коми вновь заговорили осенью 2007 года. Первая акция с интригующим названием «Вызываем Ктулху» прошла в середине октября, через месяц состоялась и вторая – «Прогулка заключенных». Честно говоря, сыктывкарские мобберы сильно отступили от основополагающих правил игры. Одно из них запрещает им собираться или привлекать внимание на месте до акции, ведь происходящее должно быть неожиданным для случайных зрителей. Кроме того, по одному из условий развлечения мероприятие не должно нарушать спокойного течения жизни. Как же это было в Сыктывкаре? Все началось с того дня, когда на одном из сайтов появилось сообщение загадочного содержания: «Откроем тайну. Ктулху – это коми слово, и на самом деле звучит как Ктылхы, что в переводе с коми означает Креведко, тусуется в Сыктывкаре под кольцом. Согласно древнему преданию, чтобы призвать божество, необходимо поводить хоровод вокруг памятника, что на кольце». Цели и смысл мероприятия не уточнялись, но все желающие приглашались 13 октября к стеле в центре Сыктывкара. Городскому интернет-сообществу идея понравилась. Приглашения на зов Ктулху стали активно распространяться в блогах, чатах, аськах. Уточним, что Ктулху – это не коми персонаж, а герой мифологии, придуманной писателем Говардом Лавкрафтом. Ктулху имеет голову осьминога, гуманоидное тело, покрытое чешуей, и драконовый хвост. Точный размер его не называется, но, судя по одному из рассказов, он не меньше корабля средней величины. Ктулху не является ни главным героем, ни самым страшным из монстров, почему именно он запомнился юзерам – непонятно. В назначенный день к семи часам вечера в районе городского кольца у детского кафе «Карлсон» стала собираться толпа. Никто и не думал скрываться, напротив, ребята и девушки открыто приветствовали друг друга, у всех было приподнятое, азартное настроение, какое бывает в предвкушении экстремального отдыха. Недоуменные прохожие стали спрашивать, что происходит. Произносилось непонятное слово «Ктулху». Когда пришло время начинать «обряд», из двухсот человек, пришедших к месту «поклонения», поучаствовать в акции решилось не больше половины. Мобберы разделились на две части. Одна осталась у «Карлсона», вторая отправилась к магазину «Телемаг». По команде группы стали соединяться. Дальнейшие события очень живо и эмоционально описывает один из участников акции – Степаныч. Еще свежие впечатления от пережитого моббер выложил в интернете: «Вдруг в один миг все рванули через дорогу на кольце и стали вставать в хоровод, бегать вокруг стелы, кричать, взывать, молить о помощи... Кто-то звал маму... Все бегали то влево, то вправо, но в этом определенном порядке было что-то космическое, казалось, что сейчас сквозь небо прорвется луч света и спустится он... Но вместо НЕГО к нам приехала ППС (патрульная машина ГИБДД. – Прим. автора), и разразившийся крик «Все назад!» был последним зовом. Все, не разбирая дороги, рванули через кольцо, не обращая внимания на проезжающие и резко тормозящие авто…» Одним из организаторов нынешних флэшмобов в столице Коми называют Павла Сафронова, более известного под фамилией Востриков, студента второго курса Сыктывкарского государственного университета. Сам он уточняет, что был лишь одним из авторов идеи для акций. На вопрос, зачем они проводились, Павел отвечает, что конкретной цели у мероприятий не было. Не было в них и политической подоплеки, как многие хотят думать. Павел говорит, что молодежь просто хотела отдохнуть, посмеяться, развлечься. Думается, было здесь и другое естественное желание молодых: выделиться из толпы, заявить о себе, показать свою неординарность. «Прогулка заключенных» П.Сафронов рассказывает, что после первой акции подобных мероприятий больше не планировалось проводить, но, по его же словам, для второго флэшмоба родилась такая интересная идея, что ребята не смогли от нее отказаться. Юношей озарило на одной из вечерних прогулок. Кто-то предложил прогуляться «как зеки, заложив руки за спину». Так был придуман флэшмоб «Прогулка заключенных». 18 ноября около сотни мобберов собралось на главной площади Сыктывкара – Стефановской, чтобы обойти ее по периметру, затем подняться по Коммунистической улице до железнодорожного вокзала и вернуться к исходной точке. Состав «заключенных» был самый разношерстный: от взрослых мужчин до девушек, от школьников до рабочих. Скрестив руки за спиной, мобберы выстроились в длинную колонну и медленно, след в след, отшагали положенный квадрат по площади. Затем «заключенные» вышли на главную улицу города. Не успели они дойти до памятника воину-интернационалисту, как перед ними выросли милицейские машины. Говорят, за действом на Стефановской площади наблюдал охранник из здания Госсовета, который сообщил о подозрительной акции в правоохранительные органы. Навстречу колонне выехали милиционеры. В стройных «зековских» рядах началась суматоха. Часть «заключенных», увидев патрульные машины, обратилась в бегство. На самом деле сотрудники правопорядка никого задерживать не собирались, они следили за общей ситуацией. Некоторым же мобберам показалось, что наступил «момент истины»: пан или пропал. – Я подошел к милиционерам сам, – рассказывает Павел. – Их интересовало, с какой целью проводится акция и кто ее организатор. Объяснил, что мероприятие аполитично, не преследует никаких других целей, кроме развлекательных. Специально ее никто не организовывал. Милиционеры опросили еще нескольких участников акции и всех отпустили. «Прогулка заключенных» продолжилась, но до ее конечного пункта дошла лишь треть «героев». Большая часть мобберов в общей суете незаметно растворилась. Чем обеспокоены органы правопорядка? Спустя некоторое время на лентах информационных агентств республики появились сообщения, что сыктывкарского студента, организатора двух крупных флэшмобов «Вызываем Ктулху» и «Прогулка заключенных» Павла Сафронова навестили сотрудники республиканского Управления по борьбе с организованной преступностью. Многое в этих новостях было преувеличено. К примеру, что проведение флэшмобов и визит работников УБОП к Павлу Сафронову – два события, которые связаны друг с другом напрямую. При личной встрече с корреспондентом «Республики» начальник отдела УБОП при МВД по РК Григорий Андриянец пояснил: – В начале декабря Павел выступил на одном из сайтов, где заявил о подкупе избирателей во время последних выборов. Мы должны были на это отреагировать. Только поэтому он был приглашен к нам. Что касается флэшмобов, мы, естественно, знали, что Павел является одним из инициаторов этих акций, но они не были главной темой нашего разговора. Хотя флэшмоб как явление нас тоже беспокоит. Удивляет, что сегодня молодежь готова собраться где и когда угодно по первому зову любого пользователя интернета. Хорошо, если это мероприятие будет действительно развлекательным, несущим в себе положительный заряд. А что если завтра кто-нибудь захочет использовать молодых людей в собственных, может быть, провокационных, антиобщественных целях и направит их энергию в отрицательное русло? Лилиана ЭЙХМАН. Что такое флэшмоб? Слово «флэшмоб» в переводе с английского означает «вспышка толпы» или «мгновенная толпа». Появилось оно после того, как в октябре 2002 года вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция». Автор предсказывал, что в будущем люди будут использовать новые коммуникационные технологии – интернет, сотовые телефоны – для самоорганизации. Роб Зазуэта из Сан-Франциско, прочитав труды Рейнгольда, создал сайт, где впервые озвучил идею провести массовую акцию ради развлечения, основанную на технологии «умных толп», – флэшмоб. Первая акция мобберов состоялась в июне 2003 года в Нью-Йорке. В одном из магазинов города появилось около двухсот человек, которые стали придирчиво рассматривать один из ковров. «Чем я могу вам помочь?» – спрашивали удивленные продавцы. «Покупатели» в один голос заявляли, что выбирают «Ковер любви» для своей коммуны. «Зараза» начала быстро распространяться по миру. Очень скоро акции прошли в Денвере и Лос-Анджелесе. 7 августа 2003 года триста лондонцев сказали в мебельном магазине: «Вау, вот это диван!» 14 августа сто бразильцев на людной улице Сан-Паулу сняли по одной туфле и постучали ими по мостовой. В России первый флэшмоб состоялся 16 августа 2003 года в ГУМе. Толпа людей внезапно начала ходить по кругу, а затем аплодировать. Акция осталась незамеченной, но энтузиасты не успокоились. Спустя некоторое время они провели еще один флэшмоб. Игра называлась «Зонтики». Мобберы вошли с зонтами в здание Центрального телеграфа и, перебивая друг друга, стали спрашивать у сотрудников, сколько стоит отправить телеграмму в Катманду. Изумленные большим количеством людей, задающих одинаковый вопрос, работники телеграфа ненадолго растерялись, но затем нашли один ответ для всех: цена телеграммы в Катманду – 9 рублей за слово. Но никто так и не смог рассказать, как фактически отправить телеграмму в Непал. Участники представления разошлись. Развлечение подхватили и в других городах России. В торговом центре Омска сорок человек молча сели на пол и пять минут завязывали шнурки, а в Нижнем Новгороде люди ходили возле памятника Минину и уговаривали его не уезжать в Москву. При этом они держали в руках плакаты с надписью «Козьма, останься!». |