Из первых уст |
18 января 2008 года |
Нина Мищенко: "Язык - это не просто средство общения"
2007 год по инициативе Президента РФ Владимира Путина был объявлен Годом русского языка. У нас в республике итогом его стала межрегиональная научно-практическая конференция. На ней обсудили вопросы сравнительно молодой науки – лингвоэкологии, которая изучает процессы влияния речи человека на окружающий мир. О том, каковы задачи лингвоэкологии, рассказала «Республике» доцент кафедры филологии Коми республиканского института развития образования, заведующая координационным центром духовно-нравственного образования Нина МИЩЕНКО. Именно она, кстати, вынесла на широкое обсуждение идею о необходимости введения в школах лингвоэкологического образования. – Нина Михайловна, но ведь в школьных программах уже есть раздел «Культура речи»... – Культура речи – раздел науки о языке, а вопросы лингво-экологии в какой-то степени выходят за эти рамки. Потому что данная наука рассматривает развитие языка через призму глобальных экологических проблем. Современными учеными уже доказана прямая связь произносимых человеком слов и неблагополучия в окружающей среде. Лингвоэкология вмещает в себя не только вопросы речевой культуры, но и проблемы духовно-нравственного плана, защиты всего живого от разрушительного влияния брани и нецензурной лексики. Наука эта возникла на рубеже минувшего и нынешнего веков. Приблизительно в одно и то же время, независимо друг от друга, японские, американские и наши ученые сделали научные открытия, в основе которых лежит учение Вернадского о биосфере. В частности, русский ученый-лингвист Юрий Лотман создал теорию о существовании в биосфере слоя семиосферы. По этой теории слова, произносимые человеком, не пропадают, а находятся в этом слое. И что самое главное: качество семиосферы влияет на всю природу. Большое число природных катаклизмов и участившиеся случаи массовой гибели людей в различных катастрофах ученые склонны объяснять влиянием семиосферы, в которой накапливается критическая масса негативной словесной энергии. В это же время русские ученые Станислав Зенин, Юрий Миловатский и Петр Гаряев сделали открытия, связанные с особенностями воды и с воздействием слова на живую природу. Было установлено, что под воздействием произносимых слов вода способна изменять структуру. При произношении слов любви и молитвы молекулы воды под микроскопом принимают вид снежинок или цветов. Эту воду называют кластерной, или «живой». От бранных слов и проклятий структура воды разрушается, превращается в хаос, вода становится деструктурированной и очень отрицательно может влиять на организм человека. Как показывают исследования, больные органы человека окружены именно такой деструктурированной водой. Зная о том, что человек на 80% состоит из воды, да и вся живая и неживая природа содержит ее, нетрудно предположить, как может влиять нецензурная лексика на человека и окружающую среду. Эти научные открытия подтверждаются всем духовным опытом человечества. Библия утверждает, что сначала было слово и именно им создавался мир. «От слов своих оправдаетесь и от слов своих осуждены будете», – предупреждает Евангелие. Редкий человек сегодня осознает, что язык – это не просто средство общения, но и нечто гораздо большее. Анкетирование, проведенное сотрудниками нашего института среди учащихся городских и сельских школ, показывает, что дети не связывают с языком судьбу народа, родины. Это результат утраты исторической памяти, и здесь непочатый край работы для педагогов. – Выходит, судьба отдельного человека тоже зависит от того, что и как он говорит… – Вне всяких сомнений. Ярчайшие примеры тому – судьбы русских писателей и поэтов. Кстати, это благодатный материал для учителей-словесников, которые на примере литературных произведений и биографий их авторов могли бы убедительно доказать связь литературных пророчеств с судьбами их авторов. Николай Рубцов в одном из стихотворений написал: «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат березы». Его не стало 19 января, в Крещение. Не менее яркие примеры пророческих предсказаний своей судьбы можно найти в произведениях Пушкина, Лермонтова, Цветаевой, Блока… По воспоминаниям поэта Евгения Евтушенко, Борис Пастернак на одном из семинаров в Литературном институте говорил студентам: «Поэтическое слово исключительно действенно. Помните, сколько страшных прецедентов было в русской литературе, когда поэты предсказывали себе собственную гибель. Никогда в стихах не предсказывайте свою смерть». Именно на свойстве слова влиять на нашу жизнь и здоровье основана словотерапия, различные самовнушения, аутогенные практики и т.д. Не надо искать подтверждения в научных исследованиях, достаточно внимательно понаблюдать за окружающим, и вы увидите, что матерщинники меньше живут и чаще болеют. – Тут сразу возникает вопрос: что было вначале – курица или яйцо? Иными словами, поэты, предрекшие себе судьбу, лишь возвещали пророчества, внушенные им свыше, или, увековечив на бумаге неосторожное слово, тем самым программировали свою судьбу? – Первый вариант невозможен уже потому, что он предполагает некий рок, фатум, а значит, делает человека игрушкой в руках судьбы. В то время как Бог дал человеку свободу, и он во многом сам вершит свою судьбу. К тому же это противоречит библейскому утверждению, что сначала было слово. Сделав человека по своему образу и подобию, Бог дал ему возможность творить и великий дар – язык, речь. Наши предки прекрасно знали силу слова и относились к нему с уважением. Об этом свидетельствуют памятники истории. Летописец Нестор, например, не называл народы народами, а почтительно говорил о них: «языки». Грех сквернословия на Руси весьма сурово наказывался законом. Согласно Соборным уложениям первых русских царей Михаила и Алексея Романовых за сквернословие в общественном месте человека могли прилюдно отстегать плетью, привязав к позорному столбу. В отдельных случаях дело могло обернуться даже смертной казнью. Если же взять современное законодательство, то оно предусматривает слишком мягкие меры наказания за сквернословие в общественных местах. В Кодексе об административной ответственности за 2001 год сквернословие классифицируется как мелкое хулиганство и предусматривает штраф или арест на 15 суток. Но вряд ли кто-то вспомнит хоть один случай подобных наказаний, хотя матом сегодня говорят уже с детского сада, на улице он звучит повсеместно. Во Франции, например, существует закон о защите родного языка, а в России такого закона до сих пор нет. – Вы полагаете, принятие закона может как-то повлиять на сознание людей? У нас в республике есть закон о защите коми и русского языков, однако сквернословить меньше не стали. – К сожалению, неверие в справедливость законов, неуважение к ним – одна из черт русского характера. «Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло» – чисто русская поговорка. В новых экономических условиях, конечно, какая-то часть нашего населения изменила отношение к законам, но и то только в плане защиты собственных интересов, чаще всего материальных. Защита языка – закон нравственного порядка, пренебрежение им может привести к непредсказуемым последствиям. Что изменил наш республиканский закон, мне сказать трудно. По крайней мере, мы почувствовали заинтересованность республиканских властей в тех мероприятиях, которые проводились в рамках Года русского языка. Думаю, если бы был государственный закон, изменилось бы и отношение к языку на местах. – Какой вы видите работу школьного учителя в преподавании лингвоэкологии? – Детям много не надо. Им нужно просто рассказать, донести до их сознания, убедить на конкретных примерах. В большей степени это, конечно, воспитательная работа во время классных часов, дополнительные занятия, элективные курсы. Такие занятия обязательно должны проводиться в каждой школе. – В принципе это можно сделать и за одно занятие. Вот мы с вами поговорили, и в ходе небольшой беседы мне уже все стало ясно… – Конечно, для уяснения важности проблемы достаточно и одного занятия. Но ведь вопрос-то не в этом, а в системе отношения педагога к тому, что дети говорят и как говорят. Возьмем, к примеру, мат, который сегодня уже не считается чем-то из ряда вон выходящим. Школьники нецензурно ругаются, а учителя зачастую делают вид, что не слышат. Потому что полагают, что уже бесполезно бороться: в семье сквернословят, сверстники на улице матерятся – что тут можно исправить? Вот это мне кажется величайшей ошибкой. Конечно, запреты результатов не дадут. Но постоянное настойчивое выражение своего отношения к таким словам обязательно даст результат. Я всегда привожу для примера историю из жизни известного писателя Олега Волкова, который в свое время подвергся сталинским репрессиям и сидел в лагере вместе с уголовниками. Все окружавшие его зеки матерились, а он не уставал всякий раз напоминать им, что сквернословие наносит вред прежде всего самому говорящему. И в конце концов они перестали грубо ругаться. Так что очень важна твердая жизненная позиция самих педагогов. Кроме того, знания нравственного порядка – это то же, что и вера, которая требует постоянной подпитки через молитву. Без этого вера слабеет, и человек вообще отпадает от Бога. Привычка следить за своей речью тоже требует постоянных духовных усилий, поэтому нужно как можно чаще на разных жизненных примерах показывать детям необходимость этого. Это должно стать для ребенка жизненной потребностью. – В то же время ни для кого не секрет, что сегодня даже педагоги зачастую говорят на жаргоне, а за стенами школы, бывает, не брезгуют и матом… – Не думаю, что это массовое явление, но, к сожалению, есть и такое. Анкетирование учителей показало, что в их речи действительно много неблагополучия. Конечно, сами о себе педагоги вряд ли стали бы говорить столь нелицеприятные вещи. Но при составлении вопросов для анкетирования мы пошли на небольшую хитрость и поставили вопрос так: «Приходилось ли вам от своих коллег слышать нецензурные выражения?» А если речь педагога для ребенка не является образцом, то кто же его научит речевой культуре? Я думаю, что занятия по лингвоэкологии и самих учителей заставили бы задуматься и изменить отношение к слову. – Привычка к сквернословию имеет очень глубокие и разветвленные корни. И влияние школы – только одна из составляющих. Педагог может прилагать все усилия, чтобы вывести ребенка на правильный путь, а семья и улица будут тянуть его вниз... – Конечно, панацеи нет. Чтобы сдвинуть что-то с мертвой точки, всем миром навалиться надо. Совсем искоренить нецензурную брань из нашей речи вряд ли удастся, но знание открывает дорогу к истине. Нужно дать людям эти знания. Кстати, средства массовой информации могли бы в этом вопросе оказать неоценимую помощь. Со своей стороны мы можем предложить учителям все, что необходимо для проведения занятий по лингвоэкологии. Материал систематизирован, записан на диски с приложением списка необходимой литературы. Я думаю, учителя разберутся, как правильно воспользоваться им. Несомненно, параллельно должна проводиться работа с родителями, иначе все усилия могут не дать результата. Сотрудники нашего центра разработали методические пособия и для родительских собраний по этой теме. Есть уже и положительный опыт проведения таких собраний. Конечно, на характер человека оказывает влияние все окружающее: и семья, и школа, и сверстники, и фильмы, и книги. Для начала нужно хотя бы пробудить сознание людей, помочь им пересмотреть жизненные ценности. Беседовала Галина ГАЕВА. |