Общество |
24 октября 2012 года |
"Белый бор", местный Арбат и фестиваль народной песни предложили организовать авторы проектов в сфере туризма
Участники «Проектной форсайт-сессии по развитию туризма в Коми», о которой мы уже сообщали, после двухдневного напряженного мозгового штурма выдали на-гора шесть новых проектов. Напомним, организатором форума выступил Фонд поддержки инвестиционных проектов РК. Как было заявлено на открытии семинара, отобранные проекты могут быть включены в республиканскую стратегию и программу развития туризма, но прежде их перспективность оценит рабочая группа из числа специалистов Минэкономразвития РК и создаваемой Корпорации по развитию туризма. Из 60 предложений отобрали восемь так называемых модульных проектов. К презентации были допущены шесть из них. В финал вышли те, которые, по словам модератора семинара Артема Желтова, позволяют изменить ситуацию в туризме к лучшему «здесь и сейчас». Каждый из проектов – это результат коллективного труда, поэтому их представляли в обезличенном виде. Помимо заместителя Главы РК Александра Бурова и министра экономического развития Коми Антона Фридмана «пожюрить» проектантов пришли представители бизнес-сообщества – активисты регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Где-то за городом, очень недорого Первым представили проект создания экокурорта «Белый бор», который намечается обустроить в буферной зоне и непосредственно на территории заказника «Белый», находящегося на территории Сыктывдинского и Усть-Вымского районов. Понятно, что в пределах заказника нельзя строить гостевые дома и развлекательные аттракционы, поэтому их предлагается вынести в буферную зону. В самом заказнике намечают размещать лишь палаточные лагеря и туристические стоянки. Чтобы оправдать определение «курорт», рекомендуют построить лечебные бани и зооферму. Канистерапия (реабилитация с помощью собак) и иппотерапия (лечебная верховая езда) – модные теперь направления и, с точки зрения авторов проекта, непременно будут пользоваться спросом. Предполагается, что здесь будут отдыхать в выходные дни сыктывкарцы и приезжие с семьями, друзьями либо откомандированными из других регионов коллегами. Будут собирать грибы-ягоды и лечебные травы. В процессе обсуждения выяснилось, что идею стали генерировать по той простой причине, что два с половиной миллиона рублей в ее осуществление можно вложить прямо сейчас в рамках гранта по международному проекту развития особо охраняемых природных территорий ПРООН/ГЭФ. Правда, грант выделяется при условии, что найдется инвестор (частник или государство – неважно), готовый вложить еще 12 с половиной миллионов рублей. По прогнозам авторов, турбаза в дивном лесу-беломошнике будет обеспечивать круглогодичный поток платежеспособных клиентов. Первоначально прозвучала цифра аж 600 тысяч человек в год, потом оказалось, что в обозримой перспективе это 100-150 тысяч человек, а на первых порах вообще 15-20 тысяч. Получалось не так густо, как хотелось бы. Несмотря на уверения организаторов семинара, что этот проект обречен на коммерческий успех, завязался спор. Бизнесмены хотели знать, как скоро окупятся 12 с половиной миллионов рублей. Сомнения по этому поводу от имени всего бизнес-сообщества высказал лидер КРО «Деловая Россия» Сергей Артеев. Смысл сказанного им сводился к тому, что на посещении природных красот вряд ли можно много заработать. Жителям столицы лес, тихая охота и рыбалка и так доступны (стоит только выехать за город), так зачем им все то же самое предлагать в «Белом бору», да еще и за деньги? К тому же таких баз отдыха в окрестностях Сыктывкара, в радиусе 40-50 километров, насчитывается уже чуть ли не с десяток. В защиту этого проекта выступил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Юрий Лисин. Он привел в пример организацию турбизнеса в нацпарках Аляски. В свое время, когда в Америке обустраивали туристическую инфраструктуру особо охраняемых природных территорий (ООПТ), тоже никто не мог поручиться за то, что туда будут стекаться потоки отдыхающих, но люди рискнули своими деньгами. – У нас не тот подход к делу. Давайте будем говорить об идее. Есть то, что имеет более высокую цену, чем деньги. Как-то надо нам перестроить свои мозги. На Аляске тоже думают об экономической составляющей, там, конечно, за все надо платить – за въезд, за парковку, за гостиницу. Но прежде всего там думают о здоровье нации. Я голосую за «Белый бор»! – призывая присоединиться, закрыл дискуссию Юрий Лисин. «Споткнуться» у визит-центра Участники семинара считают, что ни о каком развитии туризма и речи быть не может, до тех пор пока Республика Коми будет оставаться белым пятном не только для российских регионов, но и для тех, кто живет в самой республике. Жители Коми сами мало интересуются родным краем, а приезжим вообще сложно получить какую-то информацию о возможностях отдыха. Поэтому проектанты предложили создать в Сыктывкаре визит-центр, объединив его с туристско-информационным порталом www.gokomi.ru. Под центр как минимум необходимо выделить помещение в центре города, причем в таком месте, чтобы потенциальные туристы об него «спотыкались». Здесь им предоставят сведения обо всех возможных видах отдыха на территории республики с координатами туроператоров и агентств, туркомплексов и турбаз, санаториев и профилакториев, а также о городской инфраструктуре – музеях, выставочных залах, гостиницах, ресторанах, кафе, мастерских, салонах и так далее. Снова завязался спор, за чей счет будет содержаться визит-центр. По мнению одних, расходы должны нести туроператоры, владельцы гостиниц, гостевых домиков, турбаз и так далее. Но как это будет выглядеть на практике? Каждый из туроператоров в отдельности заинтересован в продвижении только себя любимого, а турист хочет получить представление обо всех участниках рынка. Другие предлагали взимать за информационные услуги комиссию непосредственно с туристов. Против этого предложения выступил заместитель Главы РК Александр Буров. На фоне баннеров снимается семейство... Самые противоречивые оценки получило предложение устроить в Кировском парке что-то вроде московского Арбата. Условно проект назвали «Мультиэтникой». Авторы проекта считают, что в Сыктывкаре после 18 часов гостям города, в том числе деловым людям, нечем заняться. Музеи, которые сосредоточены как раз возле Кировского парка, вечером закрываются, до этнопарка ехать далеко, а оригинальную фотографию на память хочется сделать каждому. Как считают участники семинара, для того чтобы воплотить в жизнь эту идею, достаточно будет договориться о том, чтобы музеи закрывались на три часа позже, обустроить там сувенирную лавочку и выставить большие баннеры с видами, скажем, нацпарка «Югыд ва», этнопарка, охотничьих кордонов, на фоне которых можно будет сделать фото на память. При этом у окружающих и у самого гостя будет иллюзия, что он на самом деле побывал в этих местах. Авторы проекта считают, что к осуществлению проекта могут присоединиться и национально-культурные автономии, зарегистрированные в Сыктывкаре. У них появится возможность заработать на продаже сувениров и блюд национальной кухни. Прозвучала идея о том, чтобы сделать этнопарк неким ресурсным центром для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, производящих турпродукты, к которым применимы приставки эко-, этно- и экстрим. Эту площадку парка можно было бы использовать и как бизнес-инкубатор для ремесленников. Руководитель мастерской «Clere-art» Светлана Турова, представившая проект «Этномода», готова присоединиться к этой идее прямо сейчас, поставляя свои изделия этнопарку для реализации в сувенирных лавках. Мастер ручного узорного вязания львиную долю своих изделий отправляет в Китай. Светлана планирует расширить масштабы производства, выстроив большую мастерскую в Корткеросском районе. Но не хватает средств на покупку вязального оборудования, стоимость которого составляет 75 тысяч евро. На это мастер просит субсидию из бюджета. По расчетам предпринимательницы, вязальная машина окупится за три года. Одной горкой сыт не будешь Замглавы администрации Усть-Цилемского района Николай Канев предложил учредить фестиваль русской песни, чтобы расширить формат знаменитой Усть-Цилемской горки. «Это уже сформировавшийся бренд, но одной горкой сыт не будешь», – лаконично заметил по этому поводу Николай Канев. Учредив фестиваль, устьцилемы рассчитывают растянуть время пребывания гостей горки как минимум еще дня на три. А для устьцилемов это важно. Сельчане целый год готовятся к этому празднику, вяжут носки, ткут дорожки, мастерят кукол, ловят рыбу. За счет гостей во время народных гуляний выручка в сельских столовых и магазинах вырастает в разы. Семейный бюджет устьцилемов растет и за счет квартирантов, которых они пускают к себе пожить на время праздника. Только вот для привлечения участников из других регионов надо, чтобы организаторы оплачивали часть расходов по транспорту, питанию и проживанию. Николай Канев откровенно признался, что рассчитывает в этом на поддержку из бюджета. Итоги форсайт-сессии подводил заместитель Главы РК Александр Буров. По его словам, результат мероприятия заключается даже не в том, что появились какие-то проекты. Наконец-то увидели людей, заинтересованных в развитии туризма в Коми. Правительство вкладывает в туризм немалые средства, но вот предпринимателей, бизнесменов, способных отработать государственные деньги и развить турбизнес, найти очень сложно. «Нам нужны интересанты из бизнес-сообщества», – подытожил Александр Буров. Сергей Артеев, держа ответ, заметил, что бизнес-сообщество пока присматривается, естественно, будет долго считать, но идею развития туризма поддерживает. Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |