Общество |
9 октября 2012 года |
Чем привлечь выпускника?/ В муниципалитетах Коми по-разному решают проблемы молодых педагогов
Очевидно, что далеко не для всех молодых учителей в республике созданы такие условия, о которых рассказала воркутинка Ан
Как мы уже сообщали, 3-4 октября в Сыктывкаре состоялся ежегодный республиканский форум работников образования. В этом году главной темой обсуждения стала модернизация отрасли. А поскольку привносить новое – дело молодых, акцент в состоявшемся разговоре был сделан на ключевом факторе любой модернизации – кадровой политике. Обеспеченность учебных заведений педагогическими кадрами в нашей республике составляет чуть более 96 процентов, сообщил, выступая перед участниками форума, министр образования РК Владимир Шарков. Дефицит в четыре неполных процента вроде бы невелик, но надо учесть, что речь идет о нехватке таких предметников, как учителя иностранного языка, физики, физкультуры, математики. Есть вакансии и учителей начальных классов. Если же проанализировать возрастной состав работающих педагогов, то большая их часть – люди пенсионного возраста, старше 50 лет. Причем доля пожилых постоянно растет. Это не может не тревожить, хотя правительство прилагает немало усилий, чтобы повысить привлекательность педагогической профессии для молодых. К примеру, благодаря надбавке, выплачиваемой в течение первых трех лет работы, зарплата молодых специалистов увеличилась почти в два раза. С другой стороны, маленькая нагрузка, особенно в сельской местности, не позволяет начинающим учителям получать достойную заработную плату. В этой связи руководитель минобраза высказал пожелание в адрес республиканского института развития образования, чтобы там начали готовить сельских педагогов более широкого профиля. Между тем 40-45-процентная надбавка, призванная поддержать молодого специалиста, перестает выплачиваться по истечении трех лет работы, что вряд ли может радовать уже освоившегося в профессии учителя. Не случайно многие уходят из школы, как только теряют статус молодого специалиста, напомнили другие участники форума, выступившие вслед за министром. Но, безусловно, самым мощным стимулом для работы вообще в любой профессии является возможность решить жилищную проблему. В Коми, как сообщил Владимир Шарков, жилье по разным программам смогли получить 97 специалистов отрасли образования. По этому показателю наша республика занимает 14-е место в России. Тем не менее, несмотря на оптимистичную статистику, потребность в жилье по-прежнему велика. Сложнее всего решить квартирный вопрос в городе. Здесь молодым учителям зачастую не по карману даже съем квартиры. Поэтому одна из докладчиков на пленарном заседании, заместитель главы администрации Сыктывкара Анна Ручка от имени учителей столицы высказала просьбу к властям республики рассмотреть возможность частичной компенсации расходов на оплату жилья молодым специалистам. Что до сельских педагогов, то у них такая льгота закреплена законодательно: работающие в сельской местности учителя получают за это 25 процентов надбавки и бесплатные коммунальные услуги. Тем не менее жилищная проблема здесь не менее остра, и чем отдаленнее район, чем сложнее заманить туда дипломированную молодежь. Что же предпринимают местные власти, чтобы заполучить молодого специалиста? Директор выльгортской средней школы № 2 в райцентре Сыктывдинского района Римма Торлопова, рассказывая, как там пестуют и опекают выпускников педвузов, не без гордости сообщила, что недавно с четырьмя молодыми учителями заключены трехсторонние соглашения. Это дает надежду, что в обозримом будущем они получат субсидию на приобретение жилья. Но Выльгорт находится рядом с Сыктывкаром. Хоть это и село, условия жизни здесь вполне городские, а надбавки действуют как в сельской местности. Поэтому в выльгортской школе и нет проблем с молодыми кадрами. Другое дело глубинка вроде Усть-Куломского района. Как отметил начальник управления образования администрации этого муниципалитета Олег Холопов, у них есть такие населенные пункты, где до сих пор отсутствует интернет, нет мобильной связи. А какой современный молодой человек может представить без этого свою жизнь? Что касается обеспечения жильем, то Олег Холопов привел один показательный пример. В прошлом учебном году молодой специалист аж трижды справил новоселье. Но не от хорошей жизни. Просто в двух из трех помещений, где ему предоставили комнату, условия оказались непригодными для проживания. Сейчас молодой человек перебрался в частично арендуемое жилье. Впрочем, двоим молодым специалистам, приехавшим работать в Усть-Куломский район, можно сказать, крупно повезло. В 2010 и 2011 годах каждый получил по полумиллионному гранту, потратить который может в том числе и на покупку жилья. Взамен эти молодые люди обязаны отработать в сельской школе не менее пяти лет. Но, к сожалению, в нынешнем году эта федеральная программа не имеет финансового обеспечения. Зато заработала республиканская целевая программа поддержки молодых специалистов, которые прибыли работать в сельскую местность и чья деятельность связана с социальной сферой. Им из региональной казны выделяются «подъемные» на обустройство и ремонт жилья. В любом случае заманить неместных крайне сложно, поэтому в Усть-Куломском районе трезво делают ставку на своих земляков – выпускников местных школ. С талантливыми старшеклассниками работают психологи, для них устраиваются ярмарки учебных заведений. Проводится профориентационная работа, которая дает свои плоды. Не случайно в лицее при Коми пединституте для одаренных детей из сельской местности наибольшее число учащихся – из Усть-Куломского района, подчеркнул Олег Холопов. В итоге в среднем до 30 процентов уроженцев района, закончивших высшие учебные заведения в республике и за ее пределами, возвращаются в родное село. Большинство остаются верными избранной профессии. Скажем, за последние пять лет из 50 молодых специалистов, которые приступили к работе в учебных заведениях района, из отрасли ушли семь человек. Дали слово на форуме и самим молодым специалистам. К примеру, от лица всех молодых педагогов заполярной Воркуты выступила учитель начальных классов гимназии № 6 Анастасия Прасолова. Она сообщила, что в школах города трудится 37 молодых специалистов, и для всех них, если верить Анастасии, созданы почти идеальные условия для успешного вхождения в профессию. В Воркуте действует школа молодого педагога. Занятия в ней ведут опытные учителя, помогающие справляться с трудностями. Развито наставничество. Кроме того, для молодой смены предусмотрены меры материальной и социальной поддержки: надбавка до 45 процентов в зависимости от диплома, начинающие учителя обеспечены стабильной учебной нагрузкой, что позволяет получать неплохую зарплату. Ежегодно для педагогов выделяется 30 бесплатных путевок в местный санаторий-профилакторий, причем предусмотрена квота для молодежи. В общем, из уст молодого специалиста прозвучал исключительно позитив. Единственное, о чем не упомянула представительница плеяды молодых учителей заполярья, это то, как она и ее коллеги решили свой жилищный вопрос. Или, может быть, для воркутинцев он не актуален? Галина ВЛАДИС. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |