Культура |
27 сентября 2012 года |
Три дня "шедевров и премьер"/ В Сыктывкаре проходят концерты всемирно известных музыкантов
Рафаэле Сепе и Елена Поповская - интернациональный дуэт.
Дирижер "Musica viva" Александр Рудин.
Сегодня на сцене Государственного театра оперы и балета РК пройдет последний концерт трехдневного международного фестиваля «Шедевры и премьеры». Зрителей ждут сочинения великого Моцарта. В трех концертах этого по сути уникального для нашей республики проекта шедевры классической музыки предстали в исполнении московского камерного оркестра «Musica viva», а также признанных музыкантов и солистов. Открыли фестиваль два его директора. Со стороны гостей – Марина Бутир, с нашей – директор театра оперы и балета Валентина Судакова, которая напомнила зрителям, что фестиваль проходит при поддержке гранта Главы РК Вячеслава Гайзера. Глава региона, равно как и сопровождавший его министр культуры РК Артур Рудольф, первый концерт, длившийся более двух часов, прослушали от начала до конца. Не сказать, что в зале был аншлаг, тем не менее свободных мест было совсем немного. Кстати, по замыслу администрации театра зрители могли бы приобрести билеты и непосредственно на сцену. Но желающих, к сожалению, не нашлось, иначе меломаны могли бы насладиться всей полнотой и красотой живого звука, находясь как бы «внутри» музыкального действа. Фестиваль открылся музыкой Антонио Вивальди – четырьмя концертами «Времена года», которые оркестр исполнил вместе с известным скрипачом Никитой Борисоглебским. Молодой музыкант – обладатель ряда престижных премий, лауреат международных конкурсов им. Чайковского, им. королевы Елизаветы в Брюсселе, им. Крейслера в Вене и Сибелиуса в Хельсинки. Сегодня Никита Борисоглебский стажируется в Бельгии, много выступает в России, Европе и Азии. Сыктывкарским журналистам музыкант признался, что впервые в столице Коми он играл весь цикл «Времена года», до этого он исполнял только два цикла: «Лето» и «Зиму». Во втором отделении зал ждал сюрприз. Дирижер оркестра Александр Рудин предстал одновременно и как солист-виолончелист. Слушатели получили уникальную возможность воочию увидеть эту тонкую связь дирижера и музыкантов, когда маэстро не стоит за дирижерским пультом, а, играя, еле уловимыми движениями головы и плеч управляет оркестром. Маэстро исполнил виолончельный концерт композитора и музыканта Шереметевской капеллы Иоганна Фациуса, предварительно поведав зрителям его историю. – В конце 18 века в Москве существовала знаменитая капелла графа Николая Шереметева – большого поклонника музыки и театра. Замечательный виолончелист Иоганн Фациус в капелле получал полторы тысячи рублей, что и позволяло ему издавать свои сочинения. После того как граф распустил капеллу, все это было утеряно. Ноты, по которым играет оркестр, – это ксерокопия первого и единственного издания произведений композитора. После Фациуса зрители наслаждались струнной серенадой Чайковского, на бис оркестр сыграл небольшой отрывок из Моцарта. Во второй день фестиваля оркестр исполнял божественную музыку Россини, Доницетти, Глюка. Еще до начала концерта по залу прошел слух, что гостья фестиваля сопрано Елена Поповская заболела, и итальянскому тенору Рафаэле Сепе предстоит петь в гордом одиночестве. Тем не менее прима «Новой оперы» все же вышла на сцену, но, видимо, из-за недомогания спела всего лишь две арии. Кульминацией концерта стал страстный рассказ итальянца о трагичной судьбе его земляка, композитора, скрипача и певца, жившего во второй половине ХVII столетия, – Алессандро Страделла. Рассказ переводила для зрителей Марина Бутир. После истории об убийстве маэстро и его жены Рафаэле Сепе исполнил арию «Pieta Gitnore» из произведения Страделла. Концерт увенчался дуэтом солистов, исполнивших, к удивлению многих зрителей, изрядно набившее оскомину «О sole mia». Несмотря на затяжные аплодисменты, при выходе из зала многие меломаны не скрывали разочарования, звучали реплики о том, что наши солисты ни на йоту не уступают приезжим, если не наоборот… Одним словом, исполнителей оценили далеко не все зрители. Впрочем, на всех и не угодишь. Марина ЩЕРБИНИНА. |