Дым Отечества |
25 февраля 2012 года |
Фонарь будущего Евгения Митюшева/ Автору гимна Сыктывкара одинаково близки история и поэзия
В этом году исполняется 90 лет Обществу изучения Коми края. В 20-е годы оно объединило когорту людей, неравнодушных к прошлому, к настоящему, к будущему своей родины. Краеведческое объединение за короткий срок выросло, став одним из самых заметных, авторитетных научно-общественных движений нашего края. С 90-х годов ХХ столетия в Республике Коми Общество изучения Коми края воссоздано вновь. Кто стоял у истоков краеведческого движения в нашем крае, какие задачи ставили и решали исследователи-энтузиасты, что оставили в наследство потомкам? Кто их преемники, благодаря кому изучение прошлого Коми республики остается на высоком уровне, каковы перспективы краеведческого движения? Об этом читайте в новой рубрике приложения «Дым Отечества». «Неутоленным честолюбием не страдаю» – так звучит одно из крылатых выражений, бытующих в лексиконе Евгения Митюшева. В этом выражении, можно сказать, и скрыта сущность, суть этого незаурядного человека. Учителя, историка, краеведа. А еще – поэта, автора гимна столицы Коми. ДОГОВОРИТЬСЯ о встрече с Евгением Евгеньевичем оказалось непросто. С утра до вечера он в круговерти школьных дел и забот, на различных совещаниях, заседаниях, педсоветах. Директор школы – своего рода «пуп земли» для учителей и школяров, часто «последняя инстанция» для родителей подопечных. «Народная тропа» к его кабинету, как, впрочем, и сам кабинет никогда не пустуют, постоянную «песню» дверных петель разбавляют настойчивые трели телефонных звонков. – Как на таком «вулкане» еще и историческими изысканиями успеваете заниматься, статьи и книги по краеведению писать? – спрашиваю Евгения Евгеньевича. В ответ он читает стихи. Сначала – любимые, пушкинские. А потом – другие. Оказывается, свои. По-военному скупые Без излишних громких фраз Письма, письма фронтовые Согревают и сейчас... * * * А я люблю Лесозавод, Хороший в нем живет народ, Меня сюда автобус первый Утрами ранними везет. ЕВГЕНИЙ Митюшев считает себя сыктывкарцем. Хотя, как и у многих горожан, его корни деревенские, крестьянские. По отцовской линии – из Визинги, там находился Митюшсикт, названный по имени первопоселенца, пращура нашего героя. Мама, Анна Петровна Пасынкова, вела свой род от вымских крестьян. Различные лихолетья и воля судьбы приткнули «лодки» выходцев из двух разных географических точек к Усть-Сысольску, городок стал родиной для их детей, внуков. Среди предков было немало колоритных фигур. Прадед по отцовской линии, Алексей Шешуков, ходил пешком по обету в Иерусалим. А дед, Иван Митюшев, участник Первой мировой, слыл в Усть-Сысольске одним из лучших портных. Его дом стоял по нынешней Советской улице, где сейчас разместился «Салон красоты». После революции семью домовладельца уплотнили, из частника он «переквалифицировался» в артельщика – работал в артели «Швейник». Евгений Евгеньевич говорит, что самым большим другом и советчиком для него всегда оставалась мама, Анна Петровна. Как и многих сверстниц, жизнь не баловала ее, не раз подставляла и «подножки». Анна Петровна вспоминала, как, обучаясь в пединституте, чуть не попала под «разнос». Ее подругу за чтение стихов «упаднического поэта» Есенина вызвали на ковер. И она пошла вместе с ней. Жалко стало распекаемую подругу, и она, не сдержавшись, расплакалась. Что тут же было расценено как ностальгия по развенчанному поэту. От исключения из института Анну спасло лишь «рабоче-крестьянское происхождение». Долгие годы выпускница пединститута трудилась учительницей, в райкоме комсомола, на советской и партийной работе. В войну Анна Пасынкова стала общественным корреспондентом газеты «За новый Север», на ее страницах не раз появлялись ее информации и зарисовки. Просилась она и на фронт, но на каждое заявление следовал отказ. А ОТЦУ, Евгению Ивановичу, судя по всему, лиха на войне хлебнуть довелось немало. Но как большинство мужиков, словоохотливостью он не отличался, да и почти безвылазно пропадал на работе. Сыну запомнился лишь единственный рассказ отца, как он, командир взвода топографической разведки, однажды добывал «языка». Несколько предыдущих вылазок в стан врага закончились ничем, поэтому на этот раз им без «языка» приказано было не возвращаться. Чтобы выполнить приказ, потребовалось взорвать вражеский блиндаж и вытащить оттуда одного из выживших фрицев. На обратном пути их накрыл минометный огонь, Евгения Митюшева ранило в руку. С неимоверным трудом удалось добраться до своих, дотащить на плащ-палатке живой груз. Судя по тому, что военный разведчик вернулся с войны с тремя боевыми орденами на груди, таких переделок на его фронтовом пути было немало. Знания, впоследствии определившие главный выбор Евгения, черпались не только в семье. Евгений Евгеньевич говорит, что своеобразными университетами стала для него и «кочевка» по разным городским коммунальным домам. Народ в них жил самый разный, после хрущевской оттепели жильцы многих домов стали отчетливо делиться еще по одному «ранжиру». На тех, кто сажал, и тех, кто сидел. Среди соседей Митюшевых были и те, и другие. Особо запомнился один из них, главный «энкавэдэшник» Коми Фальшин. Взрослые вполголоса рассказывали о его жертвах, как правило, не позволяя особо распространяться на сей счет. До настоящей «оттепели», когда о жертвах тоталитаризма можно было говорить вслух, было еще далеко. Но основа для реалистического и критического отношения к прошлому и к действительности в юноше была заложена. ПРИРОЖДЕННЫЙ гуманитарий Митюшев «раздваивался» между литературой и историей. Даже поступив учиться на истфак КГПИ, заучивал наизусть не только блестящие реминисценции Ключевского и Карамзина, но и главы футуристической поэмы «Стенька Разин» В.Каменского, стихи А.Белого. Поступив в пединститут, Е.Митю-шев окончил... университет: после открытия СГУ туда из КГПИ перевели истфак. После чего отправился по распределению сеять разумное, доброе, вечное в Княжпогостский район. Учил и учился одновременно. По совместительству преподавал историю и за колючей проволокой, в одной из зэковских школ. «Давай, учитель, лучше за жизнь поговорим», – предлагали великовозрастные, не лыком шитые ученики. Приходилось чуть ли не экспромтом «возводить» мосты между прошлым и настоящим, историей и сегодняшним днем. Возвратившись на круги своя – в Сыктывкар, Евгений Евгеньевич привычно пошел работать в школу. Из центра города, где родился, вырос, учился, переместился на столичную периферию – в Лесозавод. Но младое пополнение было везде одинаковым: активным, сомневающимся, готовым поставить учителя в тупик неосмысленным поступком и каверзным вопросом. От урока к уроку учитель Митюшев постигал и «алгебру» истории. Что учебник не догма, учитель не должен оставаться бесстрастным, а история хоть и не строгая учительница, но она спросит с каждого за невыученный урок. Даже получив «портфель» директора школы, Евгений Евгеньевич продолжал преподавать школярам «царицу наук» – историю, одновременно вовлекая подопечных на извилистый и увлекательный путь исследователя, краеведа. Темы придумывать не пришлось, их подсказывали окружающие люди, дома, улицы. Даже автобусный маршрут, по которому спозаранку ежедневно директор школы спешил на край города, в Лесозавод. Под номером «один» он значился не случайно. Именно сюда, к лесопильному заводу, к флагману индустриализации в Коми крае, когда-то был проложен первый в столице республики автобусный маршрут. ПАМЯТЬ школьного учителя – вместилище множества фактов, дат, событий. Из истории мировой, российской, нашего края. Рассказывает, как когда-то преподаватель пединститута Александр Яковлевич Зильберг посвятил его в настоящую сенсацию, поведал об уникальной находке. В архивах Коми филиала Академии наук СССР отыскались материалы знаменитого латиноамериканского революционера Симона Боливара. Казалось бы, такого не может быть. Но история способна преподнести и не такие сюрпризы. Выяснилось, что одним из адъютантов Боливара был поляк по фамилии Зелинский. Его-то, как многих соплеменников, и сослали в конце 30-х годов прошлого столетия в Сыктывкар. Возможно, что он здесь и умер. А рукописи на непонятном языке остались. Чтобы спустя много лет обернуться сенсацией. – Наша планета не так уж и безбрежна, все люди связаны друг с другом невидимыми узами, – говорит Евгений Митюшев. – Краевед – это тот человек, который нащупывает точки соприкосновения, делает окружающий мир более тесным, человечным. ЭТУ же истину по-своему раскрывает перед учениками. Рассказывая о национально-освободительном движении в странах Латинской Америки, о Симоне Боливаре, вплетет в канву повествования и удивительную находку из Сыктывкара, связанную с его деятельностью. И обязательно прочтет несколько строк из Пушкина. Покамест в утреннем уборе, Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе. Без любимого Пушкина не обходятся и другие уроки Евгения Митюшева. Как, говорит, не процитировать гениальные строки, скажем, рассказывая о русской культуре и литературе XIX века или об Отечественной войне 1812 года, просто невозможно. Слово за слово, строка за строкой… Упоминание о Париже рождает ассоциации с сыктывкарским Парижем, сподвигает замолвить слово о пленных французах, заброшенных сюда после той далекой войны. А если представится возможность, и совершить экскурсию по этому сыктывкарскому «сколочку» французской столицы. Ведь каждый школьный урок – это не глава из учебника по истории, завершающаяся жирной точкой, а историко-литературное эссе с многоточием в конце. Влюбленность в поэзию, которая всю жизнь сопровождает Евгения Евгеньевича, побудила и самого взяться за перо. С годами и опытом четверостишия переросли в полноценные стихи и поэмы. Его поэзия – это тоже своего рода история. Своей страны, республики, города, его уголков. Об этом говорят и названия стихотворных произведений: поэма о Сыктывкаре, цикл о Лесозаводе… Наверное, по-своему символично, что историк, который всю жизнь дружит с литературой и боготворит поэзию, стал автором слов гимна Сыктывкара. Евгений Евгеньевич, правда, считает, что первый вариант его стихов, ставших затем гимном, был на порядок лучше. Но попросили переделать, сославшись на то, что музыкальное сопровождение требует другой рифмовки. Неуспокоенность, неудовлетворенность – это, как известно, черта глубокого исследователя и хорошего поэта. Евгений МИТЮШЕВ – один из немногих школьных учителей республики, кто активно занимается сбором и систематизацией различных исторических данных. Он же автор и соавтор нескольких учебников и методических пособий. Итогом многолетнего сотрудничества с учеными Коми научного центра стал раздел «Коми АССР в годы Великой Отечественной войны» в двухтомной «Истории Республики Коми». Данные, собранные Евгением Евгеньевичем о войне, вошли и в «Атлас Республики Коми». Особая тема в его поисках и осмыслении – история Лесозавода. Можно сказать, Евгений Митюшев сегодня единственный, кто детально, скрупулезно изучает прошлое первенца индустриализации в Коми крае и судьбы его тружеников. В 33-й школе по его инициативе создан музей. Выпущен электронный диск «История Лесозавода в годы Великой Отечественной войны». А недавно совместно с советом ветеранов микрорайона задумали новый проект – «Дети войны». Учащиеся школы начали проводить опрос всех жителей Лесозавода, кому перевалило за 80, а потом встретятся и с теми, кому за 70. Вопросы для анкетирования разработал директор школы. Он же запланировал по его итогам выпустить диск и провести научно-практическую конференцию. «Это надо постараться сделать в самые сжатые сроки, – говорит он, – время не терпит, уходит целое поколение, вынесшее на своих плечах громадную, ни с чем не соизмеримую тяжесть войны». А еще Евгений Евгеньевич мечтает о том времени, когда в сетке школьного расписания в столице Коми появятся уроки сыктывкароведения. Ведь ввели же, например, в московских школах уроки москвоведения, которые пользуются большим успехом у школьников. Не растерявший любознательности и энергии исследователь, краевед, историк Евгений Евгеньевич Митюшев уже сделанное и пока только претворяемые планы, образно говоря, всегда сверяет со словами В.Ключевского. Помните, он говорил: «История – это фонарь будущего, который светит из прошлого». Анна СИВКОВА. Фото автора. |