Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Культура
27 декабря 2011 года

"Тихая жизнь" большого таланта

/ В Национальной галерее открылась выставка к 80-летию Елены Ермолиной


Владимир Ермолин: "Мама никогда не позволяла себе публичных оценок чужого творчества".

Такой осталась Елена Ермолина на портрете кисти своего мужа.

В пятницу в Национальной галерее РК открылась выставка «Тихая жизнь», посвященная 80-летию художника Елены Федоровны Ермолиной.

Елена Федоровна не дожила до своего юбилея без малого три года. Она оставила богатейшее творческое наследие: сотни полотен, каждое из которых – замечательный образец русской реалистической школы. Основа экспозиции в галерее – натюрморты. Елена Ермолина – признанный мастер этого жанра, появление натюрморта в коми изобразительном искусстве связано с ее именем. Как отметила на открытии куратор выставки Мария Бендерская, особенность творчества художника – реалистическая манера с теплым и мягким отношением к изображаемым предметам, через которые автор стремилась передать суть вещей, их взаимосвязь с людьми – с их чувствами и переживаниями, будь то интерьер деревенской избы, кухонная утварь, скромный букет.

Весьма красноречиво в этом плане центральное полотно экспозиции – «Бабушкин сундук». Стоило художнику приоткрыть его, как взору предстают прекрасные старинные вещи – мир, рассказывающий о жизни целого поколения. Вещами можно любоваться, восхищаться, хочется даже потрогать, настолько они реалистичны, осязаемы, любимы художницей. И в то же время каждый натюрморт – повествование о тонкой женской душе самого автора.

Какой при жизни была Елена Ермолина? Мудрой и светлой, как скажет о ней художник Антонина Куликова, признавшаяся, что всю жизнь считала Елену Федоровну своей второй мамой. «Жила тихим, молчаливым воробышком, не роптала, не морщилась, как ни гнула жизнь», – обмолвился признанный мастер живописи Станислав Торлопов.

Многие так и воспринимали Елену Ермолину: спокойной до робости на фоне дерзкого таланта своего мужа, непререкаемого авторитета среди художников республики – Рема Николаевича Ермолина. Многие, но только не те, кто близко знал ее. По воспоминаниям сына Елены Федоровны – живописца Владимира Ермолина, мама очень точно разбиралась в людях и во многом была более жесткой, чем отец. При этом она никогда не позволяла себе публичных оценок чужого творчества.

Елена и Рем Ермолины вообще были одним целым, их невозможно было представить по отдельности. Один город, в котором родились, – Ленинград, одно художественно-графическое училище, в котором учились, хоть и в разные годы, и уже потом – одна мастерская на двоих в Сыктывкаре, где работали с утра до вечера. Даже тяжелый недуг, свалившийся на Елену Федоровну еще в молодые годы, не убавил в ней желания ежедневного труда.

Елена Ермолина не любила рассказывать о себе, но один эпизод из своей жизни вспоминала часто. В 1942 году одиннадцатилетняя девчушка оказалась в немецкой оккупации в какой-то отдаленной псковской деревне. В деревню редко заглядывали немцы, но однажды объявились и вывели всех детей на улицу, под угрозой расстрела допытываясь, у кого из жителей деревни есть велосипед. Вот этот страх и холодный ужас тех минут Елена Федоровна помнила всю жизнь...

Остается добавить, что выставка «Тихая жизнь» продлится до конца января.

Марина ЩЕРБИНИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 237 (4634)
27 декабря 2011 года
вторник

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»