Из первых уст |
23 декабря 2011 года |
Мария Черная: "Всех своих прав автовладельцы даже не знают"
По данным Управления ГИБДД МВД по Коми, в республике в настоящее время официально зарегистрировано около 300 тысяч автомобилей, в том числе около 200 тысяч легковых машин. Наибольшее количество авто зарегистрировано в Сыктывкаре (61 тысяча) и Ухте (50 тысяч). Практически у каждого третьего жителя Коми имеется автомобиль. За последние три года количество машин возросло почти в 1,2 раза. Примерно в той же прогрессии растет и количество обращений в суды от потребителей, которым «посчастливилось» купить технически неисправные автомобили. Отстаивать свои права в суде рядовые автолюбители выходят в одиночку, а это ох как не просто. Между тем в Сыктывкаре с середины прошлого года действует региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей», которая в основном специализируется именно на делах по защите прав автовладельцев. С руководителем этой организации Марией Черной беседует наш корреспондент. – Насколько мне известно, по Закону «О защите прав потребителей» в случае приобретения некачественного товара иск можно предъявить как продавцу, так и производителю. Вы в своей практике по какому принципу определяете, кому предъявить претензию? – Все зависит от характера возникшего в автомобиле недостатка. Нельзя все дела под одну гребенку грести, каждое необходимо рассматривать индивидуально. Если неисправность возникла в процессе ремонта, естественно, что ответчиком в суде будет местная сервисная организация. Но чаще всего автомобиль выходит из строя по вине производителей. Как показывает практика, автомобили некоторых заводов-изготовителей не отвечают по качеству российским стандартам уже с момента выхода с конвейера. Зачастую, чтобы замаскировать ту или иную производственную недоработку, заводы пускают в оборот хитроумные инструкции и недостаток выдают за технологическую особенность. – Автовладельцам, наверное, любопытно будет узнать, о чем конкретно идет речь. – В последнее время многие стали жаловаться на ненадежность передних фар автомобиля одной из отечественных марок. Если едешь по трассе в дождь, видимость и так плохая, а если еще и в вечернее время, да с запотевшими головными фарами – видимость вообще практически к нулю сводится. Риск ДТП возрастает в разы. И как же отреагировали на жалобы водителей специалисты завода-изготовителя? Поскольку ремонт головных фар не предусмотрен никакими российскими техническими нормами и регламентами, предполагается только замена, завод дает советы через свой официальный сайт снимать фары... и сушить их на батареях центрального отопления. Разве можно относиться к таким советам серьезно? Я считаю и намерена доказывать свою точку зрения в суде, что это производственный дефект. И таких примеров можно привести множество. – В суде с представителями каких заводов-изготовителей Вам уже приходилось сталкиваться? – В основном нашими оппонентами являются ведущие российские изготовители. При каждом из этих заводов существуют целые юридические департаменты. Так вот, юристы заводов делают все возможное, чтобы представить дело таким образом, что во всем виноваты сами автовладельцы. И в иных случаях даже экс-пертиза не спасает. В соответствии со статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» в случае, если возникает спор по причине выявления недостатка, производитель или продавец обязаны провести экспертизу. Зачастую проверка качества сводится к осмотру автомобиля, в результате которого специалисты выносят заключение с сакраментальной формулировкой: «Да нет тут никакого дефекта!» Или говорят, что дефект образовался в результате несоблюдения правил эксплуатации автомобиля, то есть по вине самого автовладельца. В случае если потребитель начинает выказывать недоумение, приглашают ангажированного эксперта, который также будет утверждать, что никакого производственного дефекта не обнаружено. В моей практике были такие случаи. Приведу один из них. Автовладелец доставил машину до дилерского центра на буксире – вышел из строя двигатель практически новой машины, находящейся на гарантии. (Как правило, срок составляет от 1 до 3 лет, некоторые производители дают гарантию на свой автомобиль до 5 лет.) Представители фирмы осмотрели авто и стали убеждать водителя в том, что дефект носит приобретенный характер. Якобы поломка произошла из-за того, что хозяин автомобиля систематически недоливал масло. И это при том, что на момент проверки в двигателе масла было достаточно! Поломка двигателя, при условии что необходимо осуществить его замену, квалифицируется как существенный дефект, а это значило, что автомобиль можно было вернуть производителю и потребовать уплаченную за товар сумму. Но представители фирмы сказали автовладельцу, мол, дефект в двигателе у вас приобретенный, и все же, поскольку мы к своим клиентам очень лояльны, предлагаем вам расходы на замену двигателя поделить пополам – 50 на 50. Половину расходов, так и быть, берем на себя. Водитель заподозрил неладное и, поскольку однажды консультировался у меня, тут же мне позвонил. Пришлось бросать все свои дела и срочно ехать «спасать» ситуацию. Изначально автомобиль вообще отказывались отдавать под предлогом того, что ремонтные работы еще не завершены. Но нас это не остановило, мы сразу пригласили независимого эксперта, сделали осмотр, зафиксировали все необходимые моменты в присутствии свидетелей, выведя таким образом ситуацию из-под контроля дилерской организации. После этого автомобиль отдали без промедления. Мы вызвали эвакуатор и отвезли автомобиль в надежное место. В настоящее время это дело находится в судебном производстве. – А как в случае возникновения серьезной неисправности автовладельцу правильно себя вести, чтобы не стать одним из обманутых потребителей? – Я бы не советовала автолюбителям при возникновении спора вступать в какие бы то ни было переговоры с дилером или заводом без помощи квалифицированного в этой области юриста. Разобраться в этой системе взаимоотношений самостоятельно человеку непосвященному очень сложно. Юристы заводов и дилеров вынуждают людей заключать мировые соглашения, но на условиях, выгодных только для них самих. Недавно был в моей практике случай, когда одного из моих клиентов ввели в заблуждение, и он подписал мировое соглашение, отказавшись от услуг нашей организации. Но через день понял, что допустил ошибку, позвонил нам и стал выяснять, как можно отменить мировое соглашение, которое сам же и подписал. В данном случае обжалование мирового соглашения не принесло бы положительного результата. Мы требовали возврата стоимости автомобиля, сумма иска превышала 800 тысяч рублей. Дело было выигрышное для потребителя на 99,99 процента. Но вместо этого его убедили отремонтировать автомобиль и выплатили в счет возмещения всех его исковых требований всего 45 тысяч рублей. Насмешка над человеком, да и только. Но видимо, автовладелец согласился на ремонт и мизерную компенсацию, решив, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Просто не верил, что можно добиться замены машины. Потребитель полгода добивался устранения всяческих производственных недостатков в дилерском сервисном центре. Но автомобиль так и остался неисправным, двигался только на первой передаче, поскольку замена коробки передач никакого эффекта не принесла. В последующем выявилось еще несколько производственных дефектов, и автовладелец более двух месяцев ждал, когда поступят нужные запасные части. Все это время он нес убытки по 500 рублей в день – вынужден был арендовать машину у другого лица, поскольку по роду своей профессиональной деятельности не мог обойтись без автомобиля. Вот пример того, как можно самому себе навредить. – Мария Витальевна, в качестве своих оппонентов Вы назвали только отечественных изготовителей. А что, зарубежные производители вне зоны досягаемости? – Нет, просто импортные автомобили более качественные. Обращений к нам с претензиями на заграничные марки было только два: по одному идет судебный процесс, а во втором случае хозяин машины обратился уже после того, как проиграл дело в суде, так что мы вынуждены были отказать ему. – Сталкивались ли Вы в своей практике с проявлениями потребительского экстремизма? – Закон «О защите прав потребителей» дает покупателям достаточно много прав. Производители и продавцы считают, что даже слишком много. Дескать, люди зарабатывают на судебных делах. Но что значит «зарабатывают»? Например, потребитель просит расторгнуть договор купли-продажи (чаще всего из-за поломки). Законом для этого предусмотрен 10-дневный срок. Но из-за нехватки времени сотрудников либо еще по каким-то причинам возникает просрочка. Если на 11-й день претензия не удовлетворена, у потребителя возникает право требовать выплатить неустойку. А это 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. Допустим, стоимость автомобиля – 500 тысяч рублей, 1% – это 5 тысяч рублей. Если 5 тысяч рублей за каждый день просрочки, то за месяц набегает солидная сумма. Естественно, фирмы, которые затягивают процесс удовлетворения требований, будут утверждать, что это потребительский экстремизм. Между тем это законное право каждого потребителя. Если и существует потребительский экстремизм – то в единичных случаях, а пренебрежительное отношение к требованиям покупателя встречается чуть ли не на каждом шагу. Я бы сказала, наоборот, люди даже в недостаточной мере пользуются своими правами. К примеру, в договорах купли-продажи автомобилей определяют срок на поставку автомобиля от 3 до 6 месяцев. В нем черным по белому написано, что в случае несвоевременной поставки машины по предоплате с дилера взимается неустойка в размере 0,05% от уплаченной покупателем суммы. Потребители обычно не обращают на эту цифру никакого внимания, полагая, что такие проценты ничтожно малы. Мол, ну что там, 10 лет копил на автомобиль и еще пару месяцев подожду. Но многие даже не подозревают, что на самом деле в таких случаях законом предусмотрена неустойка в размере 0,5%, а не 0,05%(!). Даже если предоплата составляет всего 50 тысяч рублей, то 0,5% – это 250 рублей в день. Если задержали поставку на месяц, потребитель уже вправе взыскать с дилера неустойку в размере 7 с половиной тысяч рублей, а не 750 рублей, как чаще всего преподносится в договорах. – Еще какие важные моменты автовладельцы упускают из виду? – Ну, например, в условиях гарантии на автомобиль производители любят включать один очень «изящный» пункт, в котором написано, что гарантия не распространяется на какие-либо шумы. Но что такое шум? Конечно, не бывает абсолютно бесшумных холодильников – это особенность их функционирования, технологическая особенность. Точно так же и у автомобилей. Но бывает, что шум вызван какой-то поломкой. В этом случае не просто можно, а нужно обращаться с претензией. Понятно, что продавец и производитель будут стремиться обойти закон о защите прав потребителей всеми возможными способами. – За счет каких средств существует ваша организация? – По уставу общества мы вправе заниматься предпринимательской деятельностью в сфере защиты прав потребителей. Наша деятельность включает консультации, проверку договоров, составление исков и так далее. Иногда нам оказывают благотворительную помощь. В случае выигрыша дела в нашу пользу с ответчика взыскивается штраф. Очень часто наши оппоненты используют это в качестве главного своего козыря. Дескать, общественной организации важно ведь не проблему потребителя решить, а любым способом выиграть дело и взыскать с ответчика штраф. Но разве мы не вправе получать вознаграждение за то, что решаем проблему потребителя? У нас ведь тоже должна быть какая-то заинтересованность. Кроме того, мой принцип – всегда доводить дело до логического завершения. Мы помогаем своим клиентам и на стадии исполнительного производства, то есть следим, чтобы после вынесенного судебного решения наши клиенты получили причитающиеся им суммы на руки. – Иметь дело с автомобилями в нашем обществе считается сугубо мужским занятием. Как Вы оказались в этой сфере? – Мне часто задают этот вопрос. Если честно, сугубо мужским занятием я считаю юриспруденцию. Хотя иногда, конечно, встречаются и женщины-юристы с акульей хваткой. А что касается меня, то папа хотел мальчика, а родилась я. Но тем не менее я всегда была рядом с ним. Может быть, поэтому выработала в себе характер, неплохо разбираюсь в автомобилях, и мой водительский стаж составляет уже 12 лет. Юридический опыт не менее обширный – я работала в судебной системе, и в структуре судебных приставов, и в дилерских организациях. Обычно после консультации со мной для клиентов не имеет никакого значения ни мой возраст, ни то, что я ношу юбки. Беседовала Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. В основном нашими оппонентами являются ведущие российские изготовители. При каждом из этих заводов существуют целые юридические департаменты. Так вот, юристы заводов делают все возможное, чтобы представить дело таким образом, что во всем виноваты сами автовладельцы. И в иных случаях даже экспертиза не спасает. |