Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Личное Дело
7 декабря 2007 года

Восемь поленьев в русской печи

/ Хлеб на продажу надо печь как для себя, считает Нина Зубко

В селе, где безработица сегодня – одна из самых наболевших проблем, люди, сумевшие организовать свое дело и крепко стоящие на ногах, в особом почете. Тем более если это женщина. Про Нину Зубко из Кебанъеля в усть-куломской администрации мне с гордостью говорили: «Она у нас успешный предприниматель, кормит район хлебом». В то же время сама предпринимательница признается, что двигаться вперед и выживать ее заставляет… страх быть отброшенной на обочину жизни. Тот самый страх, который у одних парализует волю к борьбе, а других заставляет, как лягушку из известной сказки, «взбивать масло», чтобы выжить.

 

Без начального капитала

 

Пока в стране не грянули большие перемены, Нина Зубко работала в поселковой столовой. В 1991 году в здании, где нынче находится ее пекарня, открыли кондитерский цех, принадлежавший орсу. Ее перевели туда. Пекли булочки, кондитерские изделия без крема. В 1997 году орс ликвидировали, а кондитерский цех, пока тянулась процедура ликвидации, отдали в аренду коллеге Нины Зубко. Проработав год, она от дальнейшей работы отказалась, и Нина Ивановна решила принять эстафету. «Надо же было как-то жить, – вспоминает она. – Незадолго до этого у меня погиб муж, я осталась одна с двумя сыновьями, которых еще надо было поднимать на ноги». Посоветовалась с родственниками. Те говорят: «Конечно, берись. Дело это тебе знакомое, ты же весь процесс выпечки знаешь». Вот так, не имея за душой никакого начального капитала на открытие пекарни, она взялась за оформление документов на индивидуальное предпринимательство.

 

Дело значительно облегчалось тем, что к тому времени процесс ликвидации орса не завершился и помещение цеха и оборудование еще находились в аренде, то есть можно было еще какое-то время их не выкупать. Но оформление документов и сертификация продукции тоже требовали денег, которых у Нины Зубко не было. И кредит в банке не давали. Кто даст кредит безработной, когда никакого залогового имущества у нее нет. Слава богу, мир не без добрых людей, нашелся среди знакомых человек, который поверил в ее начинание и оформил банковский кредит на свое имя. «Не боялись прогореть?» – спрашиваю Нину Ивановну. «Я и до сих пор боюсь, – отвечает она. – Предпринимательство – это всегда риск». Но действовать было легче, чем сидеть сложа руки и предаваться отчаянию. Нина Ивановна старалась не думать о том, какую глыбу дел ей придется переделать, чтобы наладить производство. Просто взяла себе за правило: решать проблемы по мере поступления, по их первоочередности. Когда документы были наконец оформлены, начала искать покупателей. Брать под реализацию хлеб из ее пекарни согласились два магазина в Усть-Куломе, один в Кебанъеле и столовая кебанъельского ПТУ.

 

Сто буханок в день

 

Время было непростое: многие в селе остались без работы, а те, кто работал, месяцами не получали зарплату. Поэтому заниматься выпечкой кондитерских изделий было бессмысленно: люди могли себе позволить только обычный хлеб. В первые дни, когда заработала пекарня, выпекали по пять буханок – на пробу. Хлеб людям понравился. И только заручившись поддержкой покупателей, объем выпускаемой продукции начали понемногу увеличивать. Когда закончилась процедура ликвидации орса, пекарня выпекала ежедневно по сто буханок. Здание цеха и оборудование удалось выкупить по остаточной стоимости, как говорит хозяйка пекарни, «сравнительно недорого». На вопрос, долго ли пришлось вставать на ноги, Нина Ивановна отвечает: «Да мне кажется, я и сейчас еще встаю». Подниматься было действительно нелегко. И само здание пекарни, и оборудование требовали финансовых вложений. Работать начинали в холодном помещении. Через стенку от цеха раньше находился орсовский пельменный цех, в котором была разморожена отопительная система. Денег на восстановление отопления не было, первое время приходилось работать с обогревателями. Лишь через год удалось установить автономное отопление. Только чуть денег поднакопилось – сразу тестомешалку заменили, муко-просеиватель… А три года назад энергетики сюрприз преподнесли. Раньше мини-пекарни платили за электроэнергию по льготному тарифу, а тут без предварительного предупреждения задним числом пекарям выставили счет за три месяца без всяких скидок. «Многие тогда оказались на грани выживания, – вспоминает Нина Ивановна. – Хлеб-то уже был продан по цене, в которую вошла стоимость энергозатрат по старым тарифам. Что ж я покупателям скажу: я вам хлеб продавала на 50 копеек дешевле, верните мне теперь эти деньги?»

 

Особый вкус

 

Опять же хлеб – продукт первой необходимости, и поднимать на него цены выше установленного потолка нельзя. Вот и приходится крутиться. Этой осенью цены на сырье резко выросли, а поднять цены так, чтобы окупить затраты, нельзя. Тем более когда вокруг такая конкуренция. В районе своим хлебом торгуют «Сыктывкархлеб», усть-куломская и озъягская пекарни, районное сельпо. У Нины Зубко уже давно свои покупатели, которые всем остальным предпочитают кебанъельский хлеб. И терять их никак нельзя. Но и совсем не повышать цену тоже нельзя. А после повышения цен заявка сразу заметно уменьшилась, и выровнять положение пока никак не удается. Благо сегодня она, как предприниматель, уже намного надежнее стоит на ногах, чем в самом начале.                В Усть-Куломе у нее есть свой продуктовый магазин и в Кебанъеле при пекарне тоже. Благодаря продаже других продуктов удается как-то удерживаться на плаву.

 

Хлеб у нее в самом деле очень вкусный. Именно такой раньше пекли в маленьких деревенских пекарнях: с хрустящей поджаристой корочкой, душистый, ноздреватый. Никаких разрыхлителей или усилителей вкуса при его выпечке не используется. В работе Нина Зубко старается придерживаться главного принципа: хлеб на продажу нужно печь так же, как печешь для себя. Это ей еще покойная бабушка заповедала, когда она только задумывала открыть свое дело. «Ты, главное, для людей делай все так же, как для себя самой, и все у тебя будет ладиться», – ободряла она тогда Нину. В условиях конкуренции покупателей можно привлечь только качеством, считает Нина Ивановна. Есть у нее мечта: выпекать часть продукции в настоящей русской печи и продавать ее по более высокой цене. В чем уж тут секрет, сказать трудно, но хлеб из русской печи получается намного вкуснее выпеченного в электрической. «Помнится, в  детстве мама,  когда пекла хлеб, всегда просила нас занести восемь березовых поленьев, – рассказывает она. – Почему именно восемь, не знаю, но обычно для простой растопки она брала шесть поленьев. То ли дух прогоревшей березы придает особый аромат хлебу, то ли жар в русской печи какой-то другой, но выпечка там совсем другого вкуса». Но это пока в планах. В первую очередь надо будет обновить оборудование в пекарне.

 

«Зато не работаем...»

 

Свою предпринимательскую деятельность Нина Зубко начинала вслепую, полагаясь только на свой опыт и интуицию. Никаких специальных знаний по менеджменту у нее нет. Поэтому предложение районной администрации принять участие в региональной программе управления кадрами, финансами и предприятием она приняла с радостью. Учеба проводится на базе СГУ. Позади уже одна сессия. Что это может ей дать? «Я думаю, что очень многое, – уверена Нина Ивановна. – Многие проблемы в бизнесе словно высветились для меня в новом свете. И потом я же все свои планы в голове вынашивала. А на курсах учат составлять бизнес-планы, просчитывать все расходы. Надеюсь, это позволит воплотить в жизнь некоторые идеи о расширении производства».

 

Как ни странно, но есть у предпринимательницы проблема с кадрами. Казалось бы, в селе, где найти работу трудно, люди должны быть рады возможности трудоустроиться. К тому же рабочие на предприятии Нины Зубко пользуются всеми социальными гарантиями: зарплата – вовремя, больничные, отпускные, декретные, ночные выплачиваются как положено. Зарплата, конечно, не такая уж большая – в среднем шесть тысяч, но все же лучше, чем совсем ничего. Однако не очень-то народ стремится работать. «Приходят ко мне иногда из службы занятости с «бегунками» – мол, напиши, что у тебя вакансий нет. А я говорю: зачем я буду писать, мне работники нужны, – рассказывает Нина Ивановна. – Но люди предпочитают получать по безработице и сидеть дома, чем каждый день ходить на работу. Хоть, говорят, и небольшие деньги по безработице получаем, но ведь зато не работаем, а ты хоть и больше заплатишь, но у тебя ж работать надо». Вот такая железная логика...

 

Галина ГАЕВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №226 (3660) - 7 декабря 2007 года

Евгений Гурленов возглавил "СеверНИПИгаз"

Наталья Бондарчук привезла в Сыктывкар народный фильм о Пушкине

Капсулы здоровья Владимира Володина

Надежда Шаламова попала в "десяточку"

 №224 (3658) - 4 декабря 2007 года

95-й день рождения Анны Кондыревой

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 226 (3660)
7 декабря 2007 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»