Общество |
25 октября 2011 года |
Через тернии - к общероссийскому признанию/ Лицей-интернат при КГПИ для одаренных детей из села отметил 20-летие
В конце минувшей недели Коми республиканский лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности при Коми государственном педагогическом институте отмечал свое 20-летие. Поздравить руководство, учащихся и выпускников лицея пришли министр образования РК Владимир Шарков, заместитель министра сельского хозяйства РК Алексей Буткин, заместитель председателя Комитета Госсовета РК по социальной политике Людмила Афанасьева и представители муниципалитетов, с которыми лицей сотрудничает с самого своего основания. ЛИЦЕЙ был организован в 1991 году на основании постановления Совета Министров Коми АССР «О развитии образования на селе». Этим постановлением было принято решение об открытии очно-заочной школы для одаренных сельских детей при Коми государственном пединституте. Изначально было открыто только одно физико-математическое отделение. Но буквально через неделю было принято решение о создании отделений при каждом из факультетов вуза. Единственное направление, которое вызывало сомнения, – это иностранный язык: смогут ли ребята осваивать его в заочной форме? И все же вопреки сомнениям отделение иностранных языков тоже было открыто. Через неделю уже были приняты на работу в лицей методистами по разным предметам преподаватели института. А через год лицей уже успешно работал по шести направлениям. Отбор будущих лицеистов проходит в муниципалитетах. Лучшие старшеклассники, подающие надежды в изучении того или иного предмета, принимают участие в отборочном туре, который проводится в виде письменных работ. На основании полученных результатов тех, кто набрал большее количество баллов, приглашают на учебу в лицей. Сегодня для лицеистов созданы все условия: во время сессий они проживают в студенческом общежитии и обеспечиваются горячим питанием. Время учебы в лицее помогает сельским ребятам адаптироваться к городу и к студенческой жизни. Впоследствии, поступая в вуз, они чувствуют себя намного комфортнее, чем их сверстники, только что приехавшие из села. За 20 лет существования лицея его окончили 2133 человека из 17 районов республики. Практически все выпускники впоследствии поступали в вузы нашей республики и других городов. Многие после окончания вузов вернулись в родные места. Сегодня, по словам Алексея Буткина, по большей части именно они представляют сельскую элиту. КАК рассказала Людмила Афанасьева, которая когда-то руководила сыктывкарским управлением образования, «лицей был основан и выжил в трудные 90-е исключительно за счет энтузиазма педагогического коллектива». Трудности начались в середине 90-х, когда из-за тяжелого финансового положения муниципалитеты отказались оплачивать лицеистам стоимость проезда на сессии и питание. К 1997-1998 году ситуация стала вообще критической: родители отправляли своих детей на учебу, но не все могли обеспечить их деньгами в достаточном количестве, чтобы дети во время учебы могли нормально питаться. Директор лицея-интерната Марина Палкина руководит этим учебным заведением с самого его основания. Сейчас, вспоминая первые годы работы вверенного ей учебного заведения, она признается, что «ходила буквально по лезвию бритвы». Ведь приезжавшие на сессию ребята были еще несовершеннолетними, но им приходилось, как взрослым, самостоятельно заботиться о своем питании и жить в общежитии, вдали от родительской заботы. – Когда мы увидели, что у некоторых детей, кроме хлеба и чая, ничего на столе нет, мы вышли с инициативой организовать на базе лицея интернат. Ведь учеба в лицее – это большие умственные нагрузки, и детям необходимо нормально питаться. Создание интерната позволило бы обеспечить детей полноценным питанием и принять на работу воспитателей, которые оставались бы с детьми в ночное время, – вспоминает директор лицея. Инициатива была поддержана правительством республики, и с 1998 года лицей стал лицеем-интернатом. СЕГОДНЯ лицей-интернат при КГПИ имеет статус «Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования РФ» с финансовым грантом за разработку проекта «Создание системы: вуз (лицей) – ученик – учитель». Результатом реализации этого проекта стало открытие на базе лицея республиканского ресурсного центра «Опыт и мастерство», где сельские учителя могут повышать квалификацию. Аналогов нашего лицея-интерната по России, видно, не так уж много, потому что перенять опыт сюда приезжают из других регионов. На московских международных выставках «Школа» лицей трижды удостаивался диплома лауреата. – Когда во время рабочих поездок в Москву мне приходится общаться с педагогами, всегда очень отрадно слышать, с каким интересом они расспрашивают о нашем лицее-интернате при КГПИ, просят организовать семинары по изучению опыта. Опыт нашей республики в работе с одаренными детьми из села на российском уровне признан заслуживающим внимания и изучения, – отметил министр образования Владимир Шарков. От имени правительства республики Владимир Витальевич вручил директору лицея Марине Палкиной нагрудный знак «Заслуженный работник Республики Коми». После торжественной части перед гостями праздника выступили с концертной программой учащиеся лицея. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |