Общество |
6 октября 2011 года |
ФГОСы - в штатном режиме/ Журналистам рассказали, как школы республики справляются с нововведениями
На модернизацию отрасли образования в республике в этом году будет потрачено 793 миллиона. Эти средства пойдут на приобретение учебно-лабораторного, учебно- производственного, спортивного, компьютерного, медицинского, столового оборудования, а также на приобретение транспортных средств для перевозки учащихся, пополнение фонда библиотек, текущий ремонт школ и т.д. Такую информацию озвучил министр образования РК Владимир Шарков в ходе прошедшей на минувшей неделе пресс-конференции. ПРЕДСТАВИТЕЛИ министерства образования рассказали журналистам о том, как справляются школы республики с новыми задачами по модернизации общего образования и внедрению президентской инициативы «Наша новая школа». Напомним, что с этого года во всех школах республики начали внедрять новые федеральные государственные стандарты образования. Безусловно, ломать систему и вводить новые госстандарты сразу во всех классах нереально, поэтому инновацию начали внедрять с первых классов – это более 10 300 учащихся. По словам министра, к внедрению ФГОСов в школах серьезно готовились. Все первые классы обеспечены комплектами учебников, разработанных по новым стандартам. Несмотря на то что пока на новые стандарты перешли только первые классы, в школьные библиотеки уже поступают учебники для вторых и третьих классов, так что в следующем году у второклашек проблем с учебниками не будет. Все учителя первых классов обучены работе по новым программам и владению компьютером. Кроме того, каждый класс, независимо от того, в городе или в далекой деревне он находится, до конца года должен получить комплект мультимедийного оборудования. В комплект войдут интерактивная доска, ноутбук и мультимедийный проектор. Наше министерство образования обратилось к поставщикам с инициативой, чтобы в комплект входили не компьютеры с монитором, а ноутбуки. Это позволит учителям, не имеющим дома компьютерной техники, брать их домой для работы. ПОКА проект ФГОСов только еще обсуждался, всех родителей, да и учителей весьма волновал вопрос организации внеурочной деятельности. Ведь согласно новым стандартам каждый ребенок во внеурочное время должен быть организован и заниматься интересным для него делом в кружках и секциях. Школам рекомендовалось предусмотреть в своих учебных планах до десяти часов в неделю кружковой деятельности. Трудность для школ заключалась в том, что нужно было обеспечить детям внеурочную деятельность по интересам, в то время как в условиях перегруженности городских школ сделать это совсем непросто. Кроме того, детям требовался тьютор – человек, который будет сопровождать их на эти занятия: не отпустишь ведь ребенка одного куда-нибудь за несколько остановок на занятия кружка. Первоначально эти часы должны были быть учтены в субвенциях, выделяемых на реализацию ФГОС, и каждая школа получала бы соответствующие деньги. Но 4 февраля текущего года появился приказ № 1241 Минобраза РФ «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования», где сказано о том, что часы, предусмотренные на внеурочную деятельность, остаются, но из учебного плана выводятся. Таким образом, нормативно-правовой базы для их финансирования из республиканского бюджета не существует. А это значит, что школы должны бесплатно осуществлять организацию внеурочной деятельности и сопровождение детей в кружки и обратно. Как рассказала заместитель министра Наталья Студиград, нашим министерством был инициирован мониторинг в начальных классах всех школ, который показал, что и до внедрения ФГОСов во всех начальных классах от 3 до 10 часов в неделю велись внеурочные занятия. За счет чего? За счет муниципальных денег, за счет центров дополнительного образования, которые есть почти во всех общеобразовательных школах. И третий, очень большой ресурс для проведения внеурочных занятий – учреждения дополнительного образования, которых сегодня по республике насчитывается шестьдесят. – Нет ни одной школы, где бы не были введены эти внеурочные занятия. Но надо учитывать и то, что никто из родителей не согласится, чтобы его ребенок дополнительно 10 часов в неделю сидел в школе. Кто-то самостоятельно отправляет ребенка в музыкальную школу, кто-то – в студию бальных танцев и т.д. В каждом классе есть родительские комитеты, пусть родители собираются и решают, сколько же часов нужно каждому ребенку. Здесь нужен индивидуальный подход, – заметила Наталья Студиград. Что касается потребности школ в тьюторах, то это, по словам замминистра, «проблема не только нашей республики, но и всех российских школ». – Мы ведь первый год в штатном режиме вводим ФГОСы, и я думаю, что эти вопросы будут решаться. Никто не станет спорить, что в первом классе ребенок должен быть под неусыпным контролем взрослых. А пока школы сами решают, как им выходить из этого положения, – подытожила Наталья Студиград. СОГЛАСНО учебным планам 2004 года количество уроков физкультуры в школах должно увеличиться на один час. Журналистов интересовало, как при наличии одного школьного спортзала можно организовать дополнительные уроки. Заведующая сектором контроля качества образования Минобраза РК Ольга Мазанова отметила, что в своих методических рекомендациях Министерство образования и науки РФ предлагало для дополнительных уроков использовать как школьные сооружения – спортплощадки, рекреации, пришкольные участки, так и учреждения дополнительного образования. В том числе существует совместное письмо Минспорта и Минобраза РФ, где рекомендуются примерные нормы безвозмездного предоставления площадей для занятий детей. Сегодня третий час физкультуры введен абсолютно во всех школах республики. В большинстве случаев этот урок ведется на собственных площадях – на школьных дворах, лыжных базах, спортплощадках и т.д. И только крупным городским школам с большим количеством детей не всегда удается использовать только школьные площади, поэтому на выручку приходят учреждения дополнительного образования и плавательные бассейны. Комментируя цифры выделенных на модернизацию образования средств, Владимир Шарков отметил, что в общей сумме средства федерального бюджета составляют 133 млн., республиканский бюджет выделил 569 млн., и 91 миллион предусмотрен в муниципальных бюджетах. Из них на укрепление материально-технической базы пойдет 319 млн., на повышение зарплаты учителей 473 миллиона. В этом году будет закуплено 16 автобусов для подвоза детей. «Думаю, что в ближайшие годы проблему нехватки транспорта для подвоза детей мы решим», – выразил надежду министр. Кроме того, в школах начнется замена старой компьютерной техники на новую: во многих школах стоят компьютеры, приобретенные еще в середине 90-х. Сейчас в министерстве образования республики работают над созданием двух новых программ – по оздоровлению и питанию детей. По словам Владимира Шаркова, в следующем году доля федеральных средств, выделяемых республике на модернизацию образования, увеличится в три раза. «Поэтому то, что не успеем закупить в этом году, купим в следующем», – заверил министр. Галина ГАЕВА. |