Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
23 ноября 2007 года

Николай Лаврега: "Бизнесу предложено дружить"

Опасения, что сдерживание цен может вызвать дефицит продуктов, не сбываются. Действия властей люди воспринимают с пониманием. Но торговцы, конечно, не согласны с предложенными им ценовыми соглашениями

и между собой ворчат.

В этой ситуации «Республика» сочла полезным выслушать мнения ведомства, призванного стоять на защите конкуренции, – Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Руководитель ее управления по Республике Коми Николай Лаврега считает, что ситуация с торговлей в регионе решающим образом зависит от его географического положения.

– Николай Яковлевич, вы могли бы прокомментировать указ Главы Коми об упорядочении цен на социально значимые продукты, подписанный им для того, чтобы стабилизировать в регионе ситуацию с ценами? Как известно, сейчас его оспаривает прокуратура Коми.

– Мне бы не хотелось комментировать этот вопрос. Опротестовала – значит опротестовала. Это значит, что данный вопрос в правовом порядке будет урегулирован. Я могу прокомментировать другой момент. Недавно на федеральном уровне достигнуто соглашение между участниками продовольственного рынка, включая производителей сельхозпродукции, и крупнейшей российской торговой сетью. Оно называется «О стабилизации цен на некоторые виды продовольственных товаров». Соглашение было рассмотрено ФАС России и по нему принято решение, что оно соответствует действующему антимонопольному законодательству. Такие соглашения заключаются только до 31 января 2008 года. То есть они носят временной характер. Второе. Они направлены только на желание остановить цены, стабилизировать их и защитить потребителей определенных видов социально значимой продукции на товарном рынке.

На региональном уровне вопросы роста цен на продукты питания также не остались без внимания. Распоряжением Главы РК создана рабочая группа по мониторингу цен на продукты питания в регионе. Ее возглавляет министр финансов РК Вячеслав Гайзер. В рабочую группу вошли руководители заинтересованных министерств и ведомств, руководители объединений хозяйствующих субъектов. На еженедельных совещаниях рабочей группы оценивается сложившаяся ценовая ситуация на взятых под контроль рынках социально значимых продовольственных товаров, обсуждаются принимаемые меры по стабилизации обстановки, намечаются планы дальнейших действий. На последнем заседании было заявлено о том, что рост цен удалось удержать.

В свою очередь я собираюсь встретиться с министром внутренних дел по республике, чтобы обговорить с ним контрольный план мероприятий, которые мы проведем в ближайшее время. Причем
я думаю, что эти проверки выйдут за пределы республики. В чем вопрос? Мы предполагаем, что поставщики из других регионов необоснованно завышают цены. Для этого необходимо проследить цепочку поставок. Так же, как мы это делали по хлебу. У нас уже сложился хороший тандем с МВД по РК, когда мы проверили все запасы муки, имеющиеся в Коми на момент проверки, все договоры с поставщиками на их реальное существование, на правомерность, на наличие дискриминационных условий. У нас нет таких сил, чтобы самим осуществить эту работу. Поэтому в соответствии с достигнутой договоренностью между министром внутренних дел Российской Федерации и руководителем ФАС России эта работа на местах проводится по особой программе.

– Местные власти убеждают предпринимателей не повышать цены на социально значимые товары более чем на 10 процентов. Насколько это правомерно?

– Это нормальное явление. Местные власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации отвечают за социально-экономическую ситуацию, в которой мы с вами находимся. Они ответственны, и именно с них прежде всего спрашивает население республики.

За последние годы наши граждане отвыкли от существовавшего ранее резкого колебания цен. Вы, конечно, помните и ценовой беспредел начала 90-х годов, и попытки взвинтить цены на хлеб, соль, на нефтепродукты и др. Относительная стабильность последних лет нас несколько расхолодила. И тут в октябре как снег на голову неожиданный рост цен на продукты питания. Что в этом случае делать? Первая реакция Правительства РФ: остановить любым способом! И пришлось останавливать любым способом. Это оправдано тем, что наша республика особенная. Ее особенность заключается прежде всего в ее большой зависимости от завозимой продукции, величина которой составляет около 80 процентов. Да и заработная плата основной массы населения низкая. Поэтому повышение цен тяжелым бременем легло на плечи пенсионеров, работников бюджетной сферы, агропромышленной и лесной отраслей. Реакция со стороны местных властей объяснима. Это не навязывание, это – просьба. Было предложено бизнесу: давайте дружить!

Сейчас, спустя месяц, когда практически «все улеглось», задача перед нами ставится значительно конструктивнее: рост цен остановить только методами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Коми УФАС России поставлена задача до конца ноября 2007 года проверить заключенные соглашения, добиться, чтобы они были корректны по отношению к предпринимателям, не разрушили уже достигнутые в нашей республике условия конкуренции.

– Однако некоторые газеты писали, что после такой «принудиловки» в сыктывкарские магазины сократились поставки молочной продукции. А цены продолжали расти…

– Если это на самом деле так, то мы видим в этом большую опасность! В этом случае мы обязаны изучить причину, почему так происходит. В антимонопольном законодательстве есть такое понятие, как изъятие товара с целью повышения цены, устранения условий конкуренции. Если эти действия отдельных хозяйствующих субъектов подтвердятся, то нами должна быть дана надлежащая оценка этому явлению. По соглашению была договоренность: давайте этот период проживем вместе! Не получать сверхприбыль, потому что идет всероссийский ажиотаж по повышению цен и на политической основе раскручивается этот механизм, а реально помогать своей республике. И такая договоренность, насколько мне известно, была достигнута. Причем на добровольной основе. Ведь в каждом конкретном случае можно определить и размер прибыли, и величину рентабельности, и затратные механизмы. Это все проверяемо…

– Однако соглашения действуют только до 31 января, а на этом жизнь не заканчивается…

– Не заканчивается. Недавно состоялось заседание комиссии при Правительстве РФ под председательством Виктора Зубкова. Он дал поручение Минэкономразвития, Минсельхозу, субъектам Федерации, ФАС России незамедлительно приступить к разработке региональных программ развития конкуренции на продовольственных рынках. Это должны быть реальные программы, дающие основу, как защитить конкуренцию в подобных случаях. Их необходимо разработать к 1 марта 2008 года.

– Что, по-вашему, должна включать такая программа? Вообще, она может быть реальной?

– Может. Я себе это очень хорошо представляю. Во-первых, она должна быть продуманной по развитию производительных сил сельского хозяйства. Когда 80 процентов продовольствия в республике привозное – это экономически опасно. Надо иметь свой противовес, который бы диктовал барьерные цены, не допускающие влияния извне на наше положение. Это долгосрочная программа. Она должна иметь реальное финансовое подкрепление. Далее – переработка, надлежащая торговая сеть, развертывание продовольственных рынков, ярмарок, социальная защита. Эта программа будет тщательно обсуждаться.

– Ваше управление уже возбудило дело о сговоре ЗАО «Сыктывкарская птицефабрика» и «Птицефабрика «Интинская». В частности, указывается на то, что Сыктывкарская птицефабрика, занимая доминирующее положение на своем товарном рынке, в период с сентября по 10 октября семь раз повышала цены на свою продукцию. В свою очередь она назвала ваши обвинения «глупостью», утверждая, что никаких отношений с «Интинской» у нее нет.

– Можно говорить что угодно. Кто повинен и в какой степени, покажет расследование. Сегодня у нас 78 процентов дел, выигранных в судах. Это говорит о том, что не всегда наш ответчик прав. Естественно, что обвинение в сговоре не подразумевает, что они сели и договорились об этой цене. Это, возможно, произошло искусственно, без всяких договоров и, так сказать, совместных пикников. Но каждый из них совершил неправовые действия, которые позволили при разных затратах установить одинаковые цены. Крупная птицефабрика и мелкая, затраты одной не соответствуют другой, разные возможности – и вдруг одинаковые цены! Согласитесь, это бросается в глаза. В течение года цены были подняты на 185 процентов, притом что цифры инфляции совсем другие. В любом случае бизнес имеет право на свою защиту. Для этого есть суды.

– Какие еще предприятия попали в поле вашего зрения?

– Там целый перечень. Мы будем проверять правомерность роста цен на животное масло, молочную продукцию, мясо птицы, хлеб. Проверяется опт, взаимосвязь с поставщиками из других регионов.

– Какое наказание может последовать, если необоснованное повышение цены будет доказано?

– Незаконно полученная прибыль подразумевает административное наказание в виде изъятия в размере от одного до 15 процентов прибыли, полученной за год, предшествовавший правонарушению. Если за снижение даже на один процент налога на прибыль ведутся острые дебаты, то вы можете себе представить, какая это будет потеря для предприятия, когда за допущенное нарушение оно лишится 15 процентов прибыли.

– Импортные продукты питания теперь стоят почти столько же, сколько и наши. А коли разница невелика, покупатели будут предпочитать их...

– Я так не думаю. Но проблема, на мой взгляд, здесь заключается в другом: надо, чтобы импортные товары вообще не исчезли с российских прилавков. Иначе, пока не поднимется сельское хозяйство, мы, покупатели, можем остаться один на один с нашим неэффективным товаропроизводителем.

– А почему они должны исчезнуть?

– Под разными предлогами: может, какой-то политический катаклизм или защита собственного рынка от недоброкачественной продукции. Вспомните недавний запрет на продукцию из Польши, Грузии. А представьте другую ситуацию. Например, из-за положения, складывающегося на нашем рынке, возникнет дефицит и ажиотаж. В некоторых регионах России мы уже это наблюдали. То солью, то сахаром, то спичками там затоваривались. Да и сейчас, мне кажется, в большей степени из этой серии ситуация. Уж выбран момент очень удачный – выборы. Это весьма пикантная ситуация… В любом случае нам нужно выработать и создать надлежащий барьер недопущения таких ситуаций, барьер, который позволил бы влиять на цены завозимых в нашу республику продуктов питания. Для этого необходимо создать для местного товаропроизводителя условия, позволяющие ему производить и реализовать на местном рынке продукты питания по цене гораздо ниже, чем завозимые. А не наоборот.

Беседовала Ольга КЕРМАС.

Ситуация с повышением цен на некоторые социально значимые продукты питания долго и подробно обсуждается на разных уровнях. Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев в интервью федеральным СМИ говорил о том, что в этом году

в России сложилась уникальная ситуация. Сельское хозяйство имеет преимущество перед другими отраслями. И возможность поднять закупочные цены до уровня, который обеспечивает нормальный доход.

Для городского покупателя повышение цены – это плохо. Но для сельского жителя, производителя – хорошо. Теперь остается найти баланс интересов между производителями и потребителями.

Во многих регионах сейчас ввели так называемый социальный хлеб, который стоит дешевле, чем остальные булки. Исследования показывают:

его приобретают лишь восемь процентов покупателей. Многие по-прежнему, невзирая на цену, едят то, что им по вкусу. По мнению Гордеева, задача сегодня

не в том, чтобы за счет разорения крестьян сделать продовольствие дешевым для всех, а в том, чтобы создать в нашей стране систему продовольственной защиты малоимущего населения. Другое дело,

что торговые наценки в России составляют 20-30 процентов, а то и больше.

В советские времена предельная наценка была 12 процентов, а на социально значимые продукты – восемь. Поэтому,

по мнению министра, необходима специальная программа, а лучше – закон

о торговле, регламентирующий

в том числе предельные наценки.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №215 (3649) - 22 ноября 2007 года

Галина Кравченко: "Мы будем работать с теми, кому под силу реальные дела"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 216 (3650)
23 ноября 2007 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»