Экономика |
12 апреля 2011 года |
Неоправданный шлагбаум / Перевозчики Сыктывкара требуют отмены решения городских властей
В минувшую пятницу в Общественной палате РК Коми республиканское отделение «ОПОРы России» собрало круглый стол, посвященный последствиям вступления в силу с 1 апреля новых правил движения по городу большегрузов. Организовать такую встречу активистов организации попросили сами грузоперевозчики, которые попали в очень непростую ситуацию. Напомним, постановление главы администрации города («О мерах реализации решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 16.11.2010 г. № 35/11 – 599») вводит плату за выдачу специальных разрешений с владельцев грузовых машин (начиная с 3,5 тонны), а также ограничивает движение большегрузов по городским улицам. Прошла всего неделя, а новые правила, по мнению грузоперевозчиков, уже вызвали лихорадку в городской инфраструктуре – от завоза хлеба и молока до строительства. На круглый стол были приглашены представители городской администрации, ГИБДД, прокуратуры и сами перевозчики. Однако из всех представителей муниципальной власти на встречу пришла только депутат обновленного совета города Галина Лапшина. Республиканскую прокуратуру представлял начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Константин Ковалев. Администрация и ГИБДД мероприятие проигнорировали, зато пришли более двух десятков перевозчиков, и чуть ли не каждому было что сказать по этому поводу. Историю вопроса напомнил юрист КРО «ОПОРА России» Сергей Изъюров. 16 ноября 2010 года совет Сыктывкара принял решение «О движении по автомобильным дорогам местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных и тяжеловесных грузов». Согласно действующему законодательству, если тяжеловесные грузы перевозятся по муниципальным дорогам, его владельцы возмещают местному бюджету тот ущерб, который они наносят дорожному полотну. В этой части решение городского парламента не противоречит федеральным законам. Но затем из-под пера тогдашнего и.о. главы администрации Сыктывкара Антона Воробьева вышло постановление, которое, по оценке С.Изъюрова, с грубым нарушением действующего законодательства регулирует вопросы провоза тяжеловесных грузов по муниципальным дорогам. В частности, орган местного самоуправления самостоятельно определил, что является тяжеловесным транспортным средством, – сюда попали все грузовики весом 3,5 тонны и выше. Кроме того, были введены постоянные ограничения движения таких транспортных средств по улицам Сыктывкара. По одним улицам им отныне ездить вообще нельзя, по другим введено ограничение по времени и только по специальным разрешениям, которые можно получить, оплатив госпошлину. Кстати, предпринимателей больше всего возмущает непрозрачность системы расчетов, размер оплаты полностью зависит от муниципальных чиновников. Постановление было опубликовано на сайте городской администрации 31 декабря, но уже в конце января прокурор города вынес на него протест, указав, что оно не только противоречит действующему законодательству, но и нарушает права хозяйствующих субъектов. И вот 30 марта на сайте появился новый вариант этого постановления за подписью и.о. градоначальника Ивана Поздеева. В нем все незаконные нормы исчезли, однако внимательные юристы «ОПОРы России» обнаружили их в приложениях к этому постановлению. С 1 АПРЕЛЯ управление ЖКХ начало выдавать пропуска, и перевозчики сразу же столкнулись с очень серьезными проблемами. О них поведали сами перевозчики. Выяснилось, например, что владельцы 4-тонных грузовичков должны за разрешение платить такие же деньги, что хозяева 40-тонников. Предпринимателю, обладающему относительно большим парком автомобилей (36 единиц), чиновники насчитали размер оплаты аж в 4 миллиона 200 тысяч рублей в год. Очевидно, что все эти расходы в конечном итоге все равно лягут на потребителя. Вероятно, Ивана Поздеева, подписавшего это постановление, крупно подставили его предшественники, заявили участники встречи. Представители строительных компаний с возмущением поведали, что администрация отвела им три ночных часа в сутки, когда они имеют право подвозить грузы. Спрашивается, каким образом будет теперь осуществляться строительство в Сыктывкаре? Вообще, прежде чем внедрять новые правила, необходимо обзавестись вместительными парковками и грузовыми терминалами за городской чертой, что, конечно же, требует немалых затрат из муниципальной казны. Перевозчик, занимающийся развозкой хлеба в детские сады, больницы и магазины, выразил недоумение, почему город разделили на зоны. Поначалу хлебоперевозчикам вообще запретили заезжать в центральные зоны, но затем милостливо (за отдельную плату в 7 тысяч рублей) разрешили это делать. И теперь только за пересечение границы между зонами предприниматель вынужден вы-кладывать из своего кармана дополнительные деньги. В то же время эти ограничения могут оттолкнуть иногородних перевозчиков, и тогда кем и на чем будет завозиться в Сыктывкар продукция из других городов? Некоторые законопослушные предприниматели заявили, что готовы платить деньги и ездить по разрешенным дорогам, но состояние этих дорог такое, что дорогостоящие фуры просто в них застрянут. В ходе разговора вскрылся любопытный факт. Значительная часть перевозчиков продолжает ездить без пропусков. Однако не известен ни один случай, когда хоть один такой нарушитель был остановлен сотрудниками ГИБДД. Как поведал один из перевозчиков, начальник ГИБДД УВД по Сыктывкару Алексей Моисеев, когда к нему пришли за разрешением, заявил, что «в этом балагане участвовать не будет». В итоге экипажи ГИБДД грузовики в центре города (если, конечно, те не нарушают правил дорожного движения) не останавливают. ДЕПУТАТ Галина Лапшина призналась, что претензии перевозчиков для нее не являются новостью. Более того, у нее по этому поводу состоялся разговор с Иваном Поздеевым. По признанию исполняющего обязанности мэра, он принял то, что есть. По мнению Ивана Александровича, правильнее было бы перенести начало действия постановления на январь 2012 года, а за это время продумать, как это все организовать. Как бы то ни было, Галина Лапшина уверена, что отступать от этого вопроса власти города и народные избранники не будут, поскольку дороги в городе находятся в ужасном состоянии. Вся проблема в том, как это сделать здраво. Подводя итоги встречи, Сергей Изъюров призвал решать эти проблемы в рамках действующего законодательства и с привлечением экспертного и предпринимательского сообществ. А пока, по его мнению, необходимо самым решительным образом прекратить действие этого постановления, которое, «кроме вреда, ничего не приносит, а только дискредитирует муниципальную власть». В свою очередь, его коллега по «ОПОРе России» Павел Поташов предложил направить от имени круглого стола письма в адрес главы города, администрации столицы Коми и Главе республики, а Галине Лапшиной – инициировать заседание совета города по этой проблеме. Галина БОБРАКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |