Общество |
7 апреля 2011 года |
Перестройка с ускорением/ Педагогам республики придется в спешном порядке осваивать новые образовательные стандарты
Как готовить учителей в условиях полной перестройки системы образования? Этот вопрос стал главным в повестке дня региональной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения преемственности в обучении, развитии, воспитании в условиях реализации новых образовательных стандартов». В целом педагоги признают: существующая система образования давно требовала изменения курса. Набор знаний, каким бы он ни был широким, на развитие личностных качеств влияет очень незначительно. Новые стандарты призваны решить проблему дефицита личностей, предоставить каждому ученику возможности глубокого развития. Только вот как реализовать это замечательное начинание, требующее полной перестройки сознания самих учителей? Как учить студентов педагогических вузов – ведь и вся вузовская программа должна видоизмениться? Как согласовать между собой программы дошкольного и начального образования, чтобы обеспечить преемственность процесса? И наконец, какими силами внедрять эти самые ФГОСы в жизнь, когда молодых нынче в школу не заманишь, а ветераны уже с трудом воспринимают любую перестройку? Вновь был затронут и больной вопрос привлечения молодых учителей в школу. Поскольку вернуть систему распределения сейчас невозможно, в качестве одного из вариантов решения проблемы прозвучало такое предложение: если после окончания педвуза выпускник не желает идти в школу, он должен будет вернуть государству сумму в размере стипендий, полученных им за все годы обучения. По словам инициатора конференции – заведующей кафедрой педагогики и методики начального обучения КГПИ Эмилии Белановой, нужно, чтобы специально созданный в КРИРОиПК координационный центр не варился в собственном соку, а задействовал потенциал двух вузов – КГПИ и СГУ – в работе по повышению квалификации учителей. В самом пединституте планируется создать центр по анализу новых образовательных технологий, который будет координировать работу всех факультетов. Времени на долгие раскачивания нет, а работа предстоит большая, поэтому, считает Эмилия Исаевна, нужно также привлекать лучших учителей. Ведь в школах немало учителей-новаторов, которые могли бы делиться опытом со своими коллегами, необходимо возродить систему наставничества, вернуть звание «учитель-методист». Все это, естественно, потребует дополнительных средств. Проблема подготовки педагогических кадров очень осложняется еще и тем, что в вуз сегодня приходят абитуриенты с очень низким образовательным уровнем. Первые два года учебы в институте с ними буквально приходится заниматься коррекционной работой, формировать правильное представление о высшем образовании. Поэтому за четыре года обучения на бакалавриате практически невозможно подготовить хорошего, инициативного учителя. И на помощь тут должны прийти учителя-наставники, которые помогали бы молодым специалистам в школе. – От первых идей о необходимости преобразований до принятия ФГОСов прошло 10 лет, – говорит Эмилия Беланова. – За это время можно было основательнее подготовиться к переходу в новый режим работы, но все опять произошло стихийно. Пусть даже всем нам придется резко перестраиваться, главное, что процесс все-таки пошел. Галина ГАЕВА. |