Общество |
10 февраля 2011 года |
Доходные маршруты по заповедным местам/ Что предлагают бизнес-планы наших ООПТ?
Не секрет, что особо охраняемые природные территории (ООПТ) финансируются у нас недостаточно. Но, как доказали участники очередного заседания координационного комитета проекта ПРООН/ГЭФ в Сыктывкаре 3 февраля, возможности решить проблему дефицита средств у ООПТ все же есть. На заседании были представлены бизнес-планы развития Печоро-Илычского заповедника и национального парка «Югыд ва», разработанные Фондом поддержки инвестиционных проектов РК. На лосином молоке Бизнес-план развития Печоро-Илычского заповедника был подготовлен при активном содействии сотрудников ООПТ в июне 2010 года, и тогда же началась его реализация. Поскольку заниматься коммерческой деятельностью заповедник не имеет права, в рамках проекта ПРООН/ГЭФ создали Некоммерческое партнерство «Союз ООПТ РК». Краткий обзор хозяйственных планов прозвучал из уст руководителя некоммерческого партнерства Константина Сацюка. По оценкам экспертов, дефицит бюджета Печоро-Илычского заповедника, например, составляет 3 миллиона рублей в год. Одна из целей международного проекта ПРООН/ГЭФ заключается в том, чтобы ООПТ республики начали зарабатывать сами. Но каким образом? Ведь заповедные зоны созданы не ради извлечения коммерческой прибыли, а ради сохранения биологического разнообразия края. Зарабатывать ООПТ могут, предоставляя услуги туристам, а для этого нужно развивать инфраструктуру. Заповедник мог бы получать доход, сконцентрировав усилия на двух объектах: лосеферме и знаменитых столбах выветривания на хребте Маньпупунер. Дополнительные средства намечается извлекать в первую очередь за счет продажи лосиного молока. Продукт ценный, полезный и, главное, редкий, а потому, вне всякого сомнения, будет раскупаться туристами. (В 2010 году Печоро-Илычский заповедник посетили 2 тысячи туристов, лосеферму в Якше – 350 человек.) На случай отсутствия турпотока предполагается организовать минимальную переработку молока. Понятно, что для этого понадобится увеличить лосиное стадо, на первых порах примерно до 30 голов. Кроме того, можно продавать молодняк охотничьим хозяйствам. Владельцы 8 охотхозяйств средней полосы России уже изъявили желание держать лосей при условии, если им будет передана и технология их содержания и разведения. Но проблема заключается в том, что нет кормовой базы для увеличения поголовья. Животных и сейчас приходится подкармливать, а заготовка и перевозка кормов обходятся недешево. Поэтому было бы целесообразнее заготавливать корма на зиму непосредственно на месте: в виде гранул, состоящих из молодых древесных побегов и зеленой растительности, а также древесной стружки и муки, закупив для этого соответствующее оборудование. Необходимо усовершенствовать и загоны для лосей по сложной многоступенчатой системе пастбищеоборота. Будет построено пять смежных загонов, которые намечается использовать попеременно. Когда корм в одном из них будет выеден, лосей переместят в следующий. В опустевших же загонах будут восстанавливать подрост растительности. В настоящее время некоммерческое партнерство подало заявление на аренду лесного фонда для обустройства загонов, организовало сбор средств для поддержки поголовья лосей. От пеллет до дикоросов Кроме того, предлагается открыть небольшое деревообрабатывающее производство в Якше с выпуском деревянных строительных конструкций и столярных изделий. Для этого в специальном ангаре будут установлены многофункциональные деревообрабатывающие станки и приобретена мобильная пилорама. Передвижная установка очень проста в обращении, ее можно будет отправлять и на дальние кордоны. Сейчас на территории заповедника существует 9 кордонов, и постройки на их территории тоже необходимо обновлять. Собственная деревообрабатывающая база позволит на 75% снизить себестоимость продукции и соответственно удешевить строительство объектов инфраструктуры – гостевых домиков, стоянок, беседок и прочих помещений. По бизнес-плану намечается обеспечить глубокую переработку древесины по безотходной технологии. Так, не пригодную для распиловки древесину будут пускать на топливные пеллеты для обогрева турбаз. В настоящее время на средства проекта ПРООН/ГЭФ приобретена техника (трактор) и пиловочное оборудование, профинансировано строительство производственного ангара. Помимо этого, партнерство будет торговать сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, оказывать услуги туристам по проживанию, по организации экскурсий. Также в прилегающих к заповеднику лесах намечается развить заготовку грибов-ягод. Будет выстроено несколько помещений, в которых установят мойки, сушилки, «грибоварки», там же будет оборудован и приемный пункт. Заготовка грибов – дело выгодное и доходное, но в первую очередь заповеднику необходимо обзавестись гостиницей на собственной территории. Бренд сработал В бизнес-плане прописаны мероприятия по минимизации негативного воздействия на природу со стороны туристов. Постепенно поток посетителей будет перенесен на прилегающие ООПТ. Турбазы будут развивать за пределами заповедника, в так называемой буферной зоне (площадью в 500 тысяч гектаров). Природные объекты, находящиеся там, например, на реке Унья, не менее живописны и обладают не меньшей привлекательностью для туристов. Сейчас, конечно, в центре внимания туристов оказалось плато Маньпупунер. Чтобы как-то упорядочить посещение одного из чудес России, поблизости от каменных болванов возвели жилой дом площадью 120 кв.м. Дом рассчитан на 10-16 туристов. Экономический эффект превзошел все ожидания. Услугами приюта только за август 2010 года воспользовалось 150 посетителей, которые заплатили заповеднику 30 тысяч рублей, а весь доход заповедника за август составил 225 тысяч рублей. Это выше обычных показателей. Дело в том, что по проекту ПРООН/ГЭФ была также образована специальная группа по охране объекта Маньпупунер, которой было вскрыто 14 случаев незаконного нахождения на объекте. И главное, был легализован поток туристов из Свердловской области, что и привело к увеличению доходов заповедника на плато Маньпупунер вдвое. Без увеличения турпотоков «Югыд ва» обладает федеральным статусом и может зарабатывать на туруслугах, но сильно ограничен в видах деятельности. Парк также страдает из-за неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствия должного контроля за деятельностью арендаторов. Для решения этих ключевых пробелов и разрабатывался бизнес-план. Как рассказал руководитель экономического компонента проекта ПРООН/ГЭФ Андрей Мельничук, бизнес-план национального парка разработан, прошел экспертизу на федеральном уровне и сейчас отправлен международному эксперту проекта. Ожидается, что реализация его начнется с марта 2011 года. Парк расположен на территории трех районов: Вуктыльского, Печорского и Интинского. По некоторым данным, за год по маршрутам парка (общая их протяженность вдоль рек составляет примерно 2 тысячи километров) проходит около 5 тысяч туристов. Только ту часть парка, которая относится к Интинскому филиалу, посещает 2,5 тысячи человек в год. Примыкающая к Вуктыльскому району часть парка пропускает 2 тысячи туристов в год. Эксперты подсчитали, что посетители «Югыд ва» оставляют за год на этих территориях 10 миллионов рублей, оплачивая услуги по перевозке, питанию, проживанию и так далее. И только 2 миллиона 69 тысяч рублей поступает в бюджет парка. Из этого следует, что ООПТ упускает большие финансовые возможности, позволяя зарабатывать на туристах другим участникам рынка. Конечно, парк не заинтересован в увеличении потока туристов, но мог бы расширить спектр предоставляемых услуг. Самая развитая инфраструктура – в Вуктыльской части территории парка, по которой протянулись наиболее популярные маршруты по рекам Подчерье и Щугер. Парк в ряде деревень, в Орловке, например, реконструировал заброшенные жилые дома под гостевые домики. Самый неустроенный быт туристов наблюдается в той части парка, которая отходит к Печорскому району. По бизнес-плану парка намечается увеличить количество и стоимость услуг парка без увеличения потоков туристов. Всего, по подсчетам экспертов, в парке необходимо обустроить 80 площадок с более чем 500 строениями. Но средств проекта, а это около 13 миллионов рублей, хватит только на то, чтобы в течение 2-3 лет обустроить 58 площадок (комплексов для обслуживания туристов) с 368 строениями на четырех основных маршрутах парка. Из них запланировано 11 приютов минимум на 90 мест. Ольга САЖИНА. · Наиболее перспективными брендами Печоро-Илычского заповедника и нацпарка «Югыд ва» разработчики бизнес-плана считают лосеферму в Якше и «болваны» на плато Маньпупунер. · В прилегающих к заповеднику лесах намечается развить заготовку грибов-ягод. Будет выстроено несколько помещений, в которых установят мойки, сушилки, «грибоварки», там же будет оборудован и приемный пункт. · В Якше предполагается организовать минимальную переработку лосиного молока. Понятно, что для этого понадобится увеличить стадо лосей, на первых порах примерно до 30 голов. Кроме того, можно продавать молодняк охотничьим хозяйствам. Владельцы 8 охотхозяйств средней полосы России уже изъявили желание держать лосей. · На территории Печоро-Илычского заповедника существует 9 кордонов, и постройки на их территории тоже необходимо обновлять. · На территории национального парка действуют частные арендаторы, например, на базе «Орлиный». Расположена база в горах Урала, на самом берегу реки Кожым, в 110 километрах от Инты. Сама база отдыха состоит из 16 строений, девять из которых предназначены для отдыха. Имеется даже вертолетная площадка. Однако успешная деятельность частных арендаторов не приносит парку никакого дохода, так как арендные платежи поступают в федеральный бюджет. Поэтому в качестве альтернативы администрации нацпарка и предложили развивать собственные базы, на которых дела сейчас идут пока ни шатко ни валко... |