Дым Отечества |
29 января 2011 года |
Малоизвестные и неизвестные документы из фондов Национального архива РК представляет архивист Леонид Кызъюров.
Из справки Сыктывкарского горкома КПСС о степени религиозности населения и состоянии атеистической работы в городе Сыктывкаре от 04 апреля 1967 г. В городе имеется православная церковь, расположенная в Кочпоне, которую посещают верующие города, прилегающих поселков и приезжающие из городов и районов республики и других областей. В дни больших религиозных праздников церковь посещают 600-700, по воскресным дням 70-100, в обычные дни 15-25 человек. При посещении церкви атеистами города установлено, что в основном в церкви бывают пожилые женщины старше 55 лет. Мужчин бывает 30-35 человек, из которых четверо моложе 40 лет. Женщин моложе 45 лет 10-15 человек. При посещении церкви 4-5 сентября (во время приезда Никона*) в церкви было около 600 человек, из них 21 чел. моложе 40 лет. 20 ноября (тоже был епископ) присутствовало около 250 человек, из них моложе 40 лет только 8 человек. 21 ноября присутствовало около 500 человек, моложе 40 лет – 23 человека. В церкви находились старушки с маленькими детьми 1,5-2 года – 6 человек и 2 молодые женщины с мальчиками лет 6-7. В городе имеется не регистрированная, но фактически действующая секта евангельских христиан-баптистов, члены которой до февраля 1967 года регулярно собирались 4 раза в неделю. Сейчас собираются по воскресным дням в 12 часов в доме баптистки Ветошкиной. На учете состоит 102 баптиста, из них мужчин – 24, женщин 78. По национальности: коми – 57, немцев – 30, русских – 13, украинцев – 7. Наиболее активными баптистами являются проповедники П. – кочегар завода железобетонных изделий, А. – кочегар КПП Ремстройтреста, Я. – работает в Росглавчермете, Р. – слесарь Сыктывкарского механического завода. На учете состоит группа истинно православных христиан в количестве 20 человек, из них: 4 мужчины, 16 женщин. По большим праздникам собирается группа верующих евангельских лютеран. Они подали в горисполком заявление с просьбой о разрешении им регистрации, оформили список из 37 человек. При беседе с некоторыми верующими из этого списка выяснилось, что часть из них была записана без их согласия. Так рабочего судоремонтного завода Г. записала жена, хотя он сам неверующий. Она объяснила это тем, что необходимо было набрать большее количество верующих. Эта группа верующих еще не изучена, лишь с некоторыми ведется индивидуальная работа. К наиболее живучим обрядам относятся исповедания, крещения, отпевания. В 1966 г. жители г. Сыктывкара и поселков окрестили 205 человек, из них 1 школьного возраста, 11 человек в совершеннолетнем возрасте, остальные новорожденные или дошкольного возраста. Для подготовки кадров атеистов при горкоме партии работает двухгодичная школа атеиста, в которой занимается 53 чел. В основном это учителя, воспитатели детсадов и агитаторы-атеисты из предприятий, в которых имеются верующие – сектанты. Практикуется проведение лекций, семинаров, обмена опытом индивидуальной работы. Привлекаются слушатели к прослушиванию проповедей в церкви или у баптистов, после чего эти проповеди подробно разбираются и обсуждаются на занятиях. Это необходимо для того, чтобы лучше вести индивидуальную работу с верующим. Атеист должен знать, какую «духовную пищу» получает верующий на молитвенных собраниях, чем можно опровергнуть их, как оспорить. Кроме школы атеистов ГК КПСС организовал учебу атеистов в партийной организации Вычегодского судостроительно-судоремонтного завода. Здесь для 17 агитаторов-атеистов проводятся однодневные семинары один раз в квартал. Индивидуальную работу с верующими ведут 48 человек, в основном с верующими баптистами и ИПХ**. Кроме работы со взрослыми ведется индивидуальная работа с 23 учащимися школ, профтехникумов и техникумов. Отдельные учителя ведут работу с верующими родителями своих учеников. Положительные результаты дает индивидуальная работа с верующей или суеверной молодежью, у которой религиозные убеждения еще недостаточно сложились. Эта молодежь более образованна, ее привлекают к общественной жизни, и ей легче привить материалистическое мировоззрение. В дошкольное педучилище приезжает часть студентов, которые дома получили религиозное воспитание, носили кресты, религиозные значки, амулеты, имели иконы, молитвенники. Благодаря хорошо поставленной атеистической работе, сами учащиеся становятся активными членами кружка атеистов. Подготовлен ряд лекций силами педагогов и членов атеистического кружка на темы: «Дети и религия», «Медицина против религии», «Химия против чудес», «Атеистическое воспитание в семье», «Тайны святых обителей» и др. Ежегодно проводятся сочинения на тему: «Мое отношение к религии». Это помогает выявить степень религиозности учащихся, а также процесс освобождения от веры. В 1966 году освободились от религиозных убеждений несколько учащихся: Валя К., Воля П., Я... Очень большую работу провели с ученицей И. Это девушка-сирота. Она воспитывалась в религиозной семье, ее мать была тяжело больна и, умирая 2 года назад, благословила девушку, отдав ей свою икону и молитвенник, и завещала ей идти по жизни с ними. Девушка очень тяжело переживала смерь матери и в трудные минуты доставала икону и молитвенник. В училище девушку окружили вниманием, привлекали ее к общественной жизни. Чутко и сердечно беседовали учителя. И. сказала, что действительно в бога верить глупо, все в жизни зависит от человека, но икона и молитвенник ей дороги как память о матери. А в этом учебном году на уроке она подошла к столу учителя и сказала, что о матери она и так будет всегда помнить, и отдала икону и молитвенник. Положительных результатов добились в школе №12. Двое юношей, носивших кресты «для моды», перестали их носить. В ГПТУ № 8 удалось вырвать из баптистской семьи Лиду Л. Сейчас там ведут работу с П. и Т., которым родители запрещают вступать в комсомол и заставляют носить кресты. В 1966 году было подготовлено 3 передачи по радио и опубликовано две статьи в газете «Красное знамя». Атеистическое воспитание в школах города в этом году ведется более систематически и целенаправленно. В 18 школах вопросы атеистического воспитания рассматриваются на партийных собраниях, педсоветах, заседаниях партбюро и методических объединениях. Во всех школах выделен преподаватель, который отвечает за организацию этой работы. Почти все школы имеют планы по атеистическому воспитанию. Многие считали, что у них нет верующих, и приводили пример, что все учащиеся 1 и 2 классов являются октябрятами, 3-7 классов – пионерами. Когда стали проводить эту работу более серьезно, многие школы теперь имеют точные сведения о степени религиозности среди родителей, знают, в какой мере на учащегося оказывает влияние их религиозность. Большую работу по изучению религиозности населения в своем районе провел педколлектив школы № 24. Учителя провели подворный обход своего микрорайона. В школе с учащимися 1 и 2 классов проводили чтение атеистических книг и беседы, и сами дети сказали, кто из их родственников верит в бога, какие религиозные праздники справляют, кого водили в церковь, у кого дома висит икона. В 3-6 классах проводили анкетирование. В 7 и 8 классах проводились сочинения. В результате выявили, что у 23 учащихся родители верят в бога, у 63 – верят в бога бабушки. Ученика 4 класса Е. мать водит в церковь, заявляя, что пусть лучше ходит со мной в церковь, чем бегать с плохими мальчишками без присмотра. В других школах также занимались вопросами изучения религиозности, в школе №4 выявлено 37 верующих родителей, в школе № 21 – 21, в школе № 33 – 72 семьи. Хотя в этих школах учащиеся не подвергаются религиозному влиянию со стороны родителей, все участвуют в пионерской работе, а для работы с родителями закреплены классные руководители. Большое влияние на снижение религиозных обрядов оказывает внедрение новых безрелигиозных традиций и обрядов. В Сыктывкаре молодожены перестали прибегать к услугам церкви потому, что все браки регистрируются в торжественной обстановке. Ежегодно проводится бал молодоженов. В некоторых поселках проводится торжественная регистрация новорожденных. Организуются вечера-встречи трех поколений, проводы пенсионеров на пенсию везде проходят в торжественной обстановке. Для пенсионеров города создан лекторий при горкоме КПСС. При горисполкоме работает комиссия по контролю за выполнением законодательства о культах. Члены комиссии посещают тех, кто совершал религиозные обряды, выясняют причины. При посещении лиц, крестивших своих детей, выяснилось, что детей нянчат бабушки, по совету которых и окрестили детей. Горком партии считает, что необходимо: 1. Провести семинар медработников для активизации их работы по атеистическому воспитанию трудящихся. 2. Систематически учить, инструктировать работников партийных аппаратов, закрепленных за атеистической работой, шире практиковать обмен опытом между городами и районами. 3. Иметь в библиотеке Дома политического просвещения литературу, которую издает Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов и Синод для практической работы атеистов и лекторов. * Никон – епископ Архангельский и Холмогорский **ИПХ – истинно-православные христиане (Сохранен стиль того времени.) |