Из первых уст |
29 декабря 2010 года |
Дмитрий Попов: "Бюрократом я не стану"
Сегодня в условиях рынка переход бизнесмена в чиновники и наоборот никого не удивляет. Правда, такого рода трансформации не всегда оказываются успешными, так как не каждый может безболезненно, без ломки стереотипов выступить в роли того, кого он еще недавно критиковал или, наоборот, контролировал. О том, каков он, путь из предпринимателей в чиновники, рассказал бывший бизнесмен, а ныне руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ТУ Росимущества в РК) Дмитрий Попов: – Госслужащим я стал сравнительно недавно. Строительным бизнесом в свое время начинал заниматься мой отец, а затем и я подхватил эстафету, отдав предпринимательству 15 лет. Имея базовое строительное образование, трудился мастером на стройке, работал на рекламном рынке и даже... на телеканале в должности заместителя руководителя по экономике и финансам. Принимая участие в работе координационного совета по малому предпринимательству при правительстве республики, отстаивал интересы своих коллег. Был депутатом двух созывов в Воркуте, возглавлял местный союз предпринимателей. Сами понимаете, опыта общения с чиновниками самого разного уровня у меня достаточно. Два года назад предложили должность заместителя руководителя отдела реализации арестованного и конфискованного имущества ТУ «Росимущества в РК», в феврале прошлого года я возглавил это ведомство. – Еще не пожалели, что согласились влиться в чиновничью среду? Не возникает желания вновь стать хозяином своего дела? – Опыт, приобретенный в сфере управления, необходим и в бизнесе. Поэтому если когда-нибудь возникнет желание вернуться в ряды предпринимателей, то знания, полученные на государственной службе, окажутся полезными в любой сфере деятельности. На мой взгляд, люди с предпринимательской жилкой, умеющие самостоятельно принимать нестандартные решения, должны проходить школу госслужбы. Это требование времени. Хотя, безусловно, экономика теряет с уходом бизнесмена в госслужащие. Однако качественные изменения в обществе произойдут только при условии смены поколения чиновников. Желательно, чтобы во власть приходили не представители «золотой» молодежи, карьеристы, а те, кто уже состоялся, имеет опыт в той или иной области. – Скажите, будучи предпринимателем, Вы общались с представителями власти. Когда сами оказались в этой «лодке», от чего отказались в первую очередь в стиле работы? – От соблазна давать расплывчатые ответы и отписки. Спрашиваю за это и со своих подчиненных. Не должно быть чванливости, позерства в отношениях с посетителями. Население платит налоги на содержание госаппарата, значит, должна быть и отдача. Убежден, что бюрократом-крючкотвором не стану, это точно. – Как правило, новая метла по-новому метет. Вы также начали с кадровых перестановок? – По сути, я еще учусь быть чиновником, управленцем. Пока не все получается. Именно поэтому никаких резких движений в отношении сотрудников не делаю. Люди остались на своих местах. Некоторых, особенно из числа перспективной молодежи, повысил в должности. – Дмитрий Николаевич, о деятельности структуры, которой Вы руководите, очень мало известно широкому кругу общественности. Поэтому неудивительно, что, когда речь заходит об имуществе, у общественности невольно возникает подозрение в коррупционной составляющей, переделе собственности. Насколько это соответствует действительности? – Мы придерживаемся открытой позиции и готовы говорить по вопросам сохранности, качества, учета и перераспределения государственного имущества с заинтересованными сторонами, не делая из этих процессов тайны за семью печатями. Общественности надо давать достаточно информации, чтобы не рождались недопонимание и слухи. Кроме того, необходима жесткая система контроля на всех уровнях. – Скажите, насколько остро в нашей республике стоит проблема управления в сфере конфискованного и арестованного имущества? – Эта деятельность для Росимущества в целом является новой. На протяжении последних трех лет работаем в этом направлении во взаимодействии со службой судебных приставов, которые производят арест имущества должника в рамках исполнительного производства и работают со взыскателями. После ареста имущество оценивается и направляется в наше ведомство на реализацию. Разделение государством функций, появление в этой цепочке Росимущества исключает возникновение коррупции. Мы по конкурсу нанимаем поверенные организации, которые реализуют имущество. Проблема сегодня в том, что мы оказываемся между двух огней. С одной стороны, взыскатели стремятся получить свои средства, с другой – должники не особо хотят расставаться со своим имуществом. В итоге случается, что имущество приходит на реализацию в не совсем ликвидном состоянии. Либо оценка этого имущества чересчур завышена. Кроме того, сказывается инертность рынка. Бизнес не спешит вкладывать средства в покупку активов, так как сложно спрогнозировать дальнейшее развитие экономики. В итоге цены держатся, а спрос на имущество падает, в том числе из-за отсутствия доступных кредитов для бизнеса. – Расскажите об одном из крупных дел в практике Росимущества в РК в последнее время. – Напомню, указом Президента РФ нам переданы функции по отправке на технологическую переработку или уничтожение изъятой из незаконного оборота либо конфискованной алкогольной и спиртосодержащей продукции. Небольшие партии некачественного алкоголя уничтожаются на местах, крупные – передаются на переработку или уничтожение поверенным организациям, с которыми Росимущество заключило госконтракты. К примеру, в октябре в Воркуте судебными приставами было передано нам на хранение 6880,5 литра спиртосодержащей продукции. Это около 14 тысяч бутылок алкоголя, не отвечающего требованиям качества. Среди изъятой продукции водка трех видов – «Пшеничная», «Старорусская» и «Пристань», которую планировала реализовать одна из воркутинских компаний. Решение об изъятии и передаче некачественной продукции в Росимущество для переработки или уничтожения было принято Воркутинским судом в конце 2009 года. Это самая крупная партия конфискованной спиртосодержащей продукции за последние два года, которая уже направлена на переработку. – Есть ли проблемы с акционерными обществами, имеющими долю российского капитала? – Да. В этом году произошла смена директора одного из АО со 100-процентным государственным капиталом. Работа этой компании оказалась неэффективной, что привело к выводу активов. Насколько законной была эта процедура, еще предстоит выяснить. Есть сложности с ОАО «Судоходная компания «Печорское речное пароходство», которое стоит в плане приватизации. Государству принадлежит 25,5% пакета акций этой компании. Предприятие нуждается в новом инвесторе, заинтересованном в его развитии. – А для чего вообще государство проводит приватизацию? Ведь можно получать доход от аренды имеющихся помещений или техники... – Если раньше приватизация имущества велась с целью пополнения бюджета, то сегодня государство ратует за то, чтобы у предприятий был настоящий хозяин, эффективный собственник имущества. В этом году в плане приватизации стоит ФГУ «Управление «Комимелиоводхозпроект», которое является прибыльным предприятием, смогло сохранить хорошие кадры, работает со многими регионами и даже выиграло контракт на работы по объектам Олимпиады в Сочи. В целом процесс оптимизации госимущества продолжится. Сохранятся только те ФГУПы, которые будут определены как необходимые для решения государственных задач. В идеале передача излишней федеральной собственности регионам позволит более эффективно управлять имуществом, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |