Дым Отечества |
25 декабря 2010 года |
Штормовое предупреждение/ Стихийное бедствие на Севере - явление будничное и... прогнозируемое
Авария вертолета Ми-6А в Заполярье в 1986 году.
ЧП в тундре. Январь 1978 год.
Осень и начало зимы этого года в Европе и во всем мире как никогда богаты всякого рода природными катаклизмами. Видя на телеэкране низвергающиеся по улицам городов потоки воды или картины транспортных коллапсов после обильных снегопадов, каждый из нас невольно задается вопросами: имеется ли в той или иной географической точке служба, занимающаяся прогнозированием стихийных бедствий? А если она есть, то как поставлена система оповещения, заблаговременно предупреждающая население о надвигающейся непогоде? На Севере стихия дает о себе знать тоже очень часто. С учетом этого еще с 60-х годов ХХ века на северных территориях СССР стал разрабатываться комплекс мер, связанных с предупреждением природных аномалий. Многие функции в этом деле возлагались на гидрометеослужбу страны. С некоторыми природными явлениями, наносящими ущерб народному хозяйству, и мерами противодействия им поделился в своем письме из Израиля Яков Гольник. Яков Маркович с 1979 по 2000 год являлся начальником Архангельского бюро погоды Гидрометцентра Северного УГМС, а до этого несколько лет жил и трудился в Сыктывкаре. Важнейшей задачей гидрометслужбы является составление предупреждений об особо опасных природных явлениях. Шкала таких явлений довольно обширна и разнообразна, синоптику в них разобраться не всегда удается. Чего греха таить, даже в гидрометслужбе нет-нет да и играет свою роль пресловутое «авось». В связи с этим каждый раз всплывает в памяти ЧП, происшедшее в Нарьян-Маре в декабре 1973 года. В один из зимних вечеров городок накрыл штормовой ветер. Многих горожан стихия «забаррикадировала» в своих домах. Первый секретарь Ненецкого окружкома партии Швецов с супругой в это время находились в кинотеатре. С большим трудом им и другим зрителям удалось добраться до дома. Утром «хозяин» округа устроил разбор полетов. Сразу же выяснилось, что из Архангельского бюро погоды радиограмма о штормовом предупреждении в Нарьян-Мар поступила вовремя. Но местные синоптики проигнорировали ее. Дескать, ничего необычного, сильные ветры – постоянные спутники наших широт. Надвигавшаяся стихия, между тем, на много часов парализовала жизнь в городе. Хотя этого можно было избежать или обойтись меньшими потерями. Длительная работа в Северном управлении гидрометслужбы позволяет с уверенность констатировать: самые сильные метели и ураганные ветры бушуют на крайнем северо-востоке Республики Коми, в районе Воркуты. Источником особо опасных явлений здесь является сужение потоков воздуха перед горами при приближении активных циклонов с Баренцева моря. Этот район не случайно считается самым суровым на Европейском континенте. На моей памяти случай, когда в 60-е годы в аэропорту Воркуты при экстремальных погодных условиях совершил посадку пассажирский самолет Ан-10. Из-за начавшейся сильной метели пассажиры были заблокированы в здании аэровокзала. Их заблаговременно предупредили, чтобы они ни в коем случае не покидали аэропорт. Однако часть из них решила во что бы то ни стало дойти до дому. И что же? При нулевой видимости и тридцатиградусном морозе люди заблудились, все замерзли. Этот случай заставил усилить работу штаба по борьбе со стихией, созданного при Воркутинском горисполкоме. А в Северном управлении гидрометслужбы вскоре была создана методика расчета от воздействий стихии при заблаговременном предупреждении и, наоборот, несостоявшемся оповещении. Большой интерес к разработке такой шкалы проявили экономисты комбината «Печоршахтострой», представившие матрицу потерь при различных ситуациях. Так вот, величина снижения ущерба от свое-временного предупреждения сильной метели в денежном эквиваленте составила 72 тысячи рублей. К слову, это в тех деньгах, когда 90 копеек приравнивались к одному доллару, а доллар стоил в два раза больше нынешнего. В ходе дальнейшей разработки величина ущерба снизилась до 46 тысяч рублей. В последующие годы эту методику одобрил Госгидромет, она получила распространение по всей стране. Существенная эффективность при прогнозировании погоды в Заполярье была достигнута после установки в Воркуте автономного пункта приема информации с метеорологических спутников Земли. Она стала первой подобной системой в Коми. По характерным изображениям облаков определялись зарождение, эволюция и траектория перемещения циклонов над Баренцевым и Норвежским морями, с которыми связано возникновение сильных метелей. Первая станция была несовершенной: поступающая информация подвергалась атмосферным и радиопомехам, для обработки фотографий требовалось немалое количество дефицитных фотоматериалов. Лишь в 90-е годы ее заменили на современную – цифровую, с автоматизированной компьютерной обработкой спутниковой метеорологической информации и ее выводом на дисплей персонального компьютера. До 2000 года эта система действовала безукоризненно, непредсказанных случаев сильных метелей в Воркуте не было. Кроме Воркуты чаще всего погодные катаклизмы на Севере наблюдаются в Баренцевом и Белом морях, где, к примеру, ураганные ветры достигают порывов 30 метров в секунду. Синоптики предупреждали моряков о надвигающейся опасности, после чего суда уходили в укрытие, где находились до окончания шторма. До 90-х годов прошлого столетия большое число морских судов находилось на специализированном обслуживании синоптиков. Это означало, что по всему маршруту их следования сотрудники годрометслужбы определяли прогноз погоды, вели их до конечного пункта маршрута. После начала перестройки рухнуло и это налаженное годами сотрудничество, многие суда на спецобслуживание синоптиков уже не вставали. Эта беспечность уже вскоре аукнулась бедой. На моей памяти ЧП середины 90-х годов. Тогда в Белом море во время шторма утонула плавмастерская, следовавшая из Беломорска в Мурманск. На протяжении почти 30 лет ежегодно из Архангельска Северным морским путем в Сибирь и на Дальний Восток направлялся караван речных судов. Синоптическая поддержка ни разу не давала сбоев, ни одно речное судно во время перегона не было потеряно. В начале 90-х годов, после некоторого перерыва, эти перегоны возобновились. И почти сразу же один из теплоходов Енисейского пароходства в Баренцевом море потерпел крушение. Выяснилось, что синоптическим сопровождением организаторы перегона пренебрегли. Природа постоянно подбрасывала серьезные испытания. Весной 1972 года просторы Большеземельской тундры, простирающейся по территориям Коми и Ненецкого автономного округа, накрыл невиданных масштабов гололед. Десятки тысяч оленей от истощения из-за недоступности кормов погибли. Причиной гололеда стали оттепель в марте-апреле и холодные дожди, после которых вся толща снега сначала пропиталась водой, а потом замерзла. После этого случая подобные стечения природно-климатических явлений гидрометеорологами стали классифицироваться как особо опасные явления. Кроме этого, расширилась сеть станций, производящих наблюдения за тундровой растительностью, снежным покровом, особенно за его плотностью и ледяными прослойками. Агрометеорологами Коми и Нарьян-Мара ежемесячно выпускался бюллетень по районам оленеводства. При неблагоприятно складывающихся условиях, а также в период отела оленей проводились авиационные обследования оленьих пастбищ. Привлекалась техника для разрушения плотного снега с ледяными прослойками, а на случай бескормицы завозились комбикорма. В 1978 году масштабная гололедица в тундре повторилась. Однако уроки, извлеченные из предыдущей трагедии, помогли избежать значительного падежа оленей. Опыт агрометеообслуживания оленеводства в Коми был обобщен в красочном альбоме, который экспонировался на ВДНХ. К слову, этот альбом с изображением оленей и северной природы имел оригинальное исполнение. К примеру, его обложка была выполнена из настоящей бересты. Наибольший ущерб из всех стихийных явлений наносят гидрологические. Во второй половине ХХ столетия значительным подтоплениям подвергались такие северные города, как Великий Устюг, Сыктывкар, Печора, Нарьян-Мар... Чаще всего критического уровня вода на реках достигает на втором пике весеннего половодья или же в местах образования мощных заторов льда. Прогнозировать максимальные уровни весеннего половодья – исключительно трудная задача. Чтобы эти прогнозы были более-менее точными, при их составлении необходим долгосрочный прогноз погоды. Некоторую работу в этом направлении удалось провести в 80-е годы. Например, именно тогда на вооружение была взята информация зарубежных центров среднесрочных прогнозов в Вашингтоне, Рединге (Англия) и Оффенбахе (Германия). Она рассчитывалась на супер-ЭВМ, которая в секунду совершала сотни миллионов операций. Полученная таким образом информация позволила прогнозировать погоду на 5-6 суток вперед, заблаговременно предусмотреть и стихийные бедствия при разливе рек. В период весеннего половодья одним из самых уязвимых на севере городов остается Архангельск. Географическая особенность города состоит в том, что он расположен в устье Северной Двины, состоящей из пяти основных рукавов. Максимальный уровень воды в устье Северной Двины обычно связан с заторами льда в пору ледохода. Специалисты для предотвращения заторов предлагали ежегодно искусственно вскрывать лед в дельте реки и на участке до Холмогор и спускать его в море. Такой метод был взят на вооружение и успешно применялся много лет подряд. В 1990 году работы по спуску льда в рукава дельты проведены не были. Оказалось, что противопаводковая комиссия нашла другое применение ледоколу, который ежегодно находился на дежурстве по предотвращению затора и пропуска льда в узкой части судоходного рукава Маймаксы недалеко от Архангельска. На этот раз ледокол направили по Северной Двине на 150 километров выше от Архангельска, где образовался большой затор. Что из этого вышло? Ледокол взломал лед на отведенном месте, что подтолкнуло вскрытие всей реки в нижнем течении до самого Архангельска. Огромная масса льда на протяжении 150 километров устремилась к областному центру. Рукава дельты не смогли пропустить такую ледяную лавину, образовались заторы, вода моментально поднялась... Ущерб, нанесенный городу, в котором оказались подтоплены многие районы, исчислялся миллионами. Такова цена некомпетентности, принятия решения без согласования со специалистами. Еще раз хочу подчеркнуть: гидрометеорология в России – исторически сложившаяся система, ведущая свой отсчет с создания в 1725 году Петербургской академии наук и с открытия в 1849 году Главной геофизической обсерватории. Служба погоды и климата за десятилетия и столетия усовершенствовалась, в ней выработаны отточенные механизмы, отработана качественная система сбора, классификации данных, трудятся уникальные специалисты. Такая служба должна быть востребована сегодня, завтра, всегда. Яков ГОЛЬНИК, кандидат географических наук, бывший начальник Архангельского бюро погоды Гидрометцентра Северного УГМС. (Снимки взяты из книги ухтинского авиаинженера В.Митина «Полет в прошлое».) Израиль |