Культура |
2 декабря 2010 года |
Свое пространство/ В Национальном музее открылась выставка молодых художников
Под слегка вызывающим названием «Мы – есть!» в Национальном музее республики открылась выставка молодых художников. Открыла выставку ее главный куратор и устроитель, художник, дизайнер, преподаватель факультета искусств СГУ Анжела Разманова. Надо отметить, что на протяжении многих лет Анжела является, образно говоря, основным движителем творчески активной молодежи. Для начала Разманова добрым словом вспомнила Союз художников республики, благосклонно отнесшегося к ней, молодой художнице, по ее приезде в Сыктывкар после окончания Московского технологического института и принявшего несколько ее работ для экспозиции в большой выставке. А вот экс-директор выставочного зала, художник Фарук Бурангулов вспомнил практически об обратном. Когда в 1981 году молодые художники дерзнули устроить выставку современного искусства, профессиональные мастера холста и кисти ринулись «спасать» экспозицию своими картинами. В другом случае мэтры, будто в насмешку, разбавили выставку молодых детскими рисунками. Одним словом, завоевывать свое выставочное пространство молодым художникам было весьма непросто. Директор Национального музея Ирина Котылева отметила, что все работы, представленные на выставке, – «честные». Они полностью отражают мировоззрение авторов, ничего не маскируя и не микшируя. В основном выставка представлена выпускниками факультета искусств СГУ разных лет. Кто-то из них уже и сам преподает в университете. В их числе, например, Анастасия Денисова, инсталляция которой – «Прочная нить» представлена на выставке, или Владимир Дурнев, работы которого неизменно вызывают восторг любителей керамики. В городской школе искусств преподает автор одной из самых любопытных работ – Екатерина Хоменко. Ее произведение, изготовленное в технике сырого и сухого валяния, условно можно назвать «Ноев ковчег». Лунный войлочный ковчег везет своих необычных пассажиров, катится по небу на длинных металлических «ногах» с колесами, которые, к слову, для художницы специально изготовил ее отец. Пожалуй, самый интересный момент выставки – это сочетание классики и авангарда. Сочетание разных эмоций, разных миров: дерзких, агрессивных, вызывающих и нежных, тонких, щемящих. Совершенно разные ощущения рождают, например, романтическая ширма с батиком – работа Ксении Ильиной, названная одухотворенным автором строкой из песни провансальского лирического поэта XII века Бернарта де Вентадорна «У любви есть дар высокий», и несколько воинствующие фотопортреты Дмитрия Верещагина. Подробного и вдумчивого вглядывания требуют и фотокартины Анжелики Штепы. Противоречивые чувства вызывает фантазия, отраженная в графике Дмитрия Прокушева, и, скажем, полотно Максима Умпелева с претенциозным названием «Страсти по Пикассо». Вряд ли стоит заострять внимание на каждой работе: здесь много любопытной живописи, инсталляции, графики, фотографии. И не так уж важно, трогает это или раздражает. Безусловно одно: равнодушным из этих стен не выйдешь. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |