Культура |
23 сентября 2010 года |
Песни у костра - не то, что дома/ Вырастет ли традиционный слет бардов в Сыктывкаре до настоящего фестиваля?
О парадоксах авторской, или, как еще ее принято называть, бардовской, песни спорят немало. Очередным поводом для того, чтобы о них задуматься, стал девятый молодежный слет любителей авторской песни «Сыктывкарские костры», который прошел в столице Коми и селе Пажга с 17 по 19 сентября. С одной стороны, на фестивале-слете, который уже зарекомендовал себя как одно из необычных и интересных событий начала осени, многое было традиционным. Например, концерт гостя, предваряющий открытие фестиваля, в камерном зале СГУ. На этот раз гостем стал руководитель московского Центра авторской песни Александр Костромин. Александр, известный любителям авторской песни именно как исполнитель, талантливый, ищущий, исследующий песню, прибыл на фестиваль не один. Его супруга Наталья Быстрова также связала свою жизнь с песней. Как отнесется в будущем к песне их пятимесячный сын Петя, пока сказать сложно, но уже сейчас он стал самым юным участником фестиваля. Не менее традиционными стали три концерта в этноцентре села Пажга, куда собрались участники слета. Всего сюда съехалось порядка ста человек, представляющих многочисленные клубы Сыктывкара. Из Выльгорта подтянулся клуб «Ритм». Представить клуб из Сергиева Посада приехала школьница Надя Никитина. Взрослый клуб авторов «Свежий ветер» из Печоры представил Алексей Власов. Москва кроме Александра и Натальи «заслала» на «Костры» и уже полюбившегося местной публике Леву Кузнецова. Последний опять всех радовал виртуозной игрой на гитаре и губной гармонике и опять всех удивлял босыми ногами. Погода не смогла помешать и еще одной традиции, давшей название фестивалю. Костер все-таки собрал любителей гитарных переборов. Но все-таки было несколько вещей, которые заставили задуматься как над самой сутью фестиваля, так и над его формой. На мысль о форме навел Алексей Власов. «С одной стороны, фестиваль, конечно, интересен. В Печоре такого вовсе не проводится, молодежь в авторской песне почти не участвует, а взрослых авторов-исполнителей собрать удается крайне редко. Я, пожалуй, единственный человек, который может позволить устраивать концерты хотя бы дома, на квартире, – высказал Алексей свое мнение. – С другой стороны, не совсем понятно, можно ли называть это мероприятие фестивалем. Смотром – да, слетом детских и студенческих клубов исполнителей – да. Но вот авторам здесь, кажется, делать совсем нечего. Спеть две-три песни перед новым зрителем – это, конечно, здорово, но хочется большего». Самым же необычным (не скажу, что плохим) стали дебаты «Толки-пересуды», в ходе которых две команды наиболее активных участников выясняли, чем отличается современная авторская песня от классической. Одни говорили о преемственности поколений, другие – о безоговорочном разрыве двух явлений. – У меня этот фестиваль вызывает неоднозначное впечатление, – признался по итогам дебатов и всего фестиваля в целом Александр Костромин. – С одной стороны, я вижу, что есть костяк, который думает, тянется к знаниям, дышит и живет тем, что делает. А еще есть периферия – та, которая отличается массовостью и не особо интересуется происходящим. «Периферических» персонажей на фестивале немало, и это объяснимо. Другое дело, что здесь пытаются не просто петь, исполнять, выступать… Здесь ставят глубинные вопросы и ищут на них ответы. И это сбивает с толку. Таких мероприятий в стране не так уж и много. При всей своей неоднозначности фестиваль демонстрирует развитие. А это не может не радовать. Возможно, уже к следующему году, который будет для «Сыктывкарских костров» юбилейным, слет, как куколка, перейдет в новую стадию и превратится в необычно красивую экзотическую бабочку. Евгения ГАБОВА. Фото автора. |