Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
25 июня 2010 года

Вячеслав Шишкин: "Закрытая информация - это повод для обвинения в необъективности"

1 июля вступает в силу Федеральный закон № 262
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Судейское сообщество уже давно готовилось к введению
в действие этого знакового для нашей страны закона.
О том, что принесет он гражданам России, рассказал «Республике» председатель Верховного суда РК Вячеслав Шишкин.

– Вячеслав Александрович, что принципиально изменится в работе судов со вступлением в силу нового закона?

– Будет законодательно закреплено обеспечение прозрачности решений и в целом деятельности судов. В законе прописаны не только права граждан на получение информации о деятельности судов, но и обязанности судов оперативно предоставлять сведения о своей работе. Закон направлен на исполнение принципа гласности судебного процесса, установленного Конституцией РФ.

Теперь все российские суды, в том числе Верховный суд РК, районные и городские суды, мировые судьи республики будут обязаны размещать в интернете тексты своих решений и приговоров. Во всемирную сеть не попадут только решения по делам, затрагивающим безопасность государства, семейно-правовые отношения, ограничение дееспособности.

К непубличной информации отнесены также сведения о махинациях, схемах уклонения от уплаты налогов, способах мошенничества, изготовления наркотических средств, оружия. Иными словами, любые сведения, которые в своих целях могут использовать преступные элементы.

Предусматривается обеспечить полную доступность к информации о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений, включая информацию о времени и месте рассмотрения.

– Чем была вызвана необходимость этих масштабных изменений?

– В большинстве западных стран давно отработан механизм общественного, гражданского контроля за судебной деятельностью. Благодаря открытости судебной системы, нормы закона и права, судебная практика становятся естественной частью обычной жизни обычных граждан, а не только специалистов. Настало время и для России. Только не надо думать, что мы до этого только теперь «дозрели». У нас просто не было материально-технической базы.

Хочу подчеркнуть, что у российских граждан появится существенное преимущество перед жителями Запада. Судебную информацию они будут получать совершенно бесплатно. А в западных странах за доступ к судебной информации граждане платят.

– В интернете придется выложить огромный объем информации. Успеете?

– Ну мы же не первого июля «проснемся» и начнем лихорадочно что-то делать! Конечно, на первых порах работы добавится. Но там, где своевременно начали подготовку к введению в действие данного закона, работа судов достаточно быстро войдет в должное русло. В общем-то, не надо думать, что до первого июля этого года суды были на замке или за железным забором. В большинстве из них уже в прошлом году открылись приемные, предусмотренные положениями этого федерального закона. Консультанты и помощники судей в приемной отвечают на десятки вопросов граждан.

Чаще всего люди обращаются, чтобы узнать график работы, адреса и телефоны судов, правила уплаты госпошлины, дату назначения судебного заседания и иную информацию о движении дела, порядок получения копий необходимых документов.

В помещениях судов, согласно требованиям закона, размещены стенды с информацией о правилах поведения посетителей, правилах участия в судебном заседании. Наконец, уже сегодня доступ к судебной информации реализуется самыми разными способами: с помощью электронной почты, интернет-сайтов, информационных киосков, видеоконференцсвязи.

На данный момент объемы информации в информационных системах судов общей юрисдикции России составляют около пятидесяти миллионов документов. К росту этих показателей в геометрической прогрессии должно привести развертывание государственной автоматизированной системы «Правосудие», призванной объединить информационные ресурсы судов в единое информационное пространство. Кстати, аналогов ГАС «Правосудие» нет в мире.

– Как относится к новому закону судейское сообщество? Готовы ли судьи к полной открытости?

– Судейское сообщество в целом и его органы в лице cоветов и квалификационных коллегий судей поддерживают закон, высоко оценивают важность открытости и прозрачности судебной системы. Закрытая информация – это повод для обвинения в необъективности и нечистоплотности. Поэтому судьи считают, что открытость и доступность – это в значительной степени защита самих судей и судебной системы России.

Как показывает зарубежный опыт, общественная оценка позитивно сказывается на качестве работы судов, ответственности работников судебной системы, авторитете судебной власти. Вполне можно ожидать, что подробное освещение деятельности судов всех уровней, привлечение общественного внимания к работе судебной системы будет способствовать лучшему исполнению судом своих обязанностей.

Есть еще один существенный момент. В мае на Совете судей РФ два председателя высших судов России – Вячеслав Михайлович Лебедев и Антон Александрович Иванов – заявили, что тексты судебных документов, за исключением случаев, указанных в законе (государственная тайна, дела в отношении несовершеннолетних и тому подобное), должны публиковаться без купюр – полностью. Я поддерживаю это мнение. Зарубежный опыт показал, что, когда тексты судебных решений стали публиковаться полностью, в судах резко сократилось число мелких, несущественных дел. Там люди ценят свою репутацию, поэтому перестали обращаться в суды со всякой чепухой. Репутация дороже.

В нашей стране пока полной открытости препятствует закон, не позволяющий раскрывать личные данные граждан – фамилию, имя и отчество.

– Действительно, не многие захотят, чтобы подробности их личной жизни стали известны широкой общественности. Предполагает ли новый закон охрану прав потерпевших?

– Права потерпевших и сегодня защищены законом по значительному количеству составов преступлений. И даже если будет принят закон об отмене купирования текстов приговоров, по целому ряду преступлений, где затрагивается личная жизнь потерпевших, публикации приговоров не будет.

– Как вы считаете, в Коми вообще возникнет интерес к открытой судебной информации?

– Я убежден, что огромный интерес возникнет у представителей средств массовой информации. Возможно, какими-то делами заинтересуются профессиональные юристы. Реакцию большинства граждан предугадать сложно. Возможно, на первых порах интерес и появится, но он быстро сойдет на нет, поскольку придется знакомиться с очень большим объемом специфической юридической информации. К тому же следует учитывать и оснащенность нашей республики интернетом – мягко говоря, не во всех селах и деревнях он есть.

– Тем не менее  в Коми очень активное интернет-сообщество, которое уже сейчас подвергает критике решения судов. С вашей точки зрения, доступность судебных документов будет способствовать снижению количества критики или его увеличению? Ведь, как известно, сколько юристов – столько и мнений…

– Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Одной из задач обсуждаемого закона является построение диалога между обществом и судебной системой. С тем, чтобы каждая сторона – как общество, так и судебная система – более полно знала проблемы и потребности друг друга, чтобы сложилось нормальное отношение к судам со стороны населения. Тогда, может быть, снизится количество необоснованных и немотивированных жалоб, в большинстве случаев написанных лишь от непонимания.

Что касается критики, то оснований для нее в работе судов еще достаточно. И объективная, конструктивная критика не во вред, а только на пользу судебной системе.

Интернет-сообщество тоже неоднородно. Есть случаи нормального обсуждения того или иного дела. Для такого общения обнародование текстов судебных решений в сети только на пользу. Что же касается «кликушества», огульного оплевывания всего и вся, то это тоже есть. Здесь интернет показывает свою обратную сторону. Судьи – люди публичные. Когда они шли на эту должность, должны были готовиться и к этому. 

– Недавно вы подвергли резкой критике судей за несоблюдение норм и правил русского языка. «Нарушители» успели исправиться?

– Наверное, это произойдет не так быстро, но многие судьи должны будут задуматься, поскольку публикация судебных решений покажет не только правовую несостоятельность отдельных служителей Фемиды, но и элементарную безграмотность в плане русского языка.

На следующем совещании председателей городских и районных судов республики, которое запланировано на середину июля, я буду настоятельно рекомендовать председателям в целях обеспечения грамотности принимаемых судебных актов с точки зрения русского языка приобрести по нескольку экземпляров книг Дитмара Эльяшевича Розенталя «Практическая стилистика современного русского языка». А еще лучше такие книги иметь на рабочем столе каждому судье.

Людмила ВЛАСОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 119 (4276)
25 июня 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»