Общество |
22 апреля 2010 года |
В Ухте создают безбарьерную среду/ Парламентарии изучили опыт развития детей с ограниченными возможностями
20 апреля по инициативе комитета Госсовета РК по социальной политике прошел выездной День депутата в Ухте. Темой его стала доступность образования для детей с ограниченными возможностями. Народные избранники увидели, как в Ухте решаются задачи по созданию безбарьерной среды в архитектурном и образовательном пространстве. Гостей из столицы познакомили с опытом работы ряда специализированных образовательных учреждений. Народные избранники побывали в средней общеобразовательной школе № 16, в муниципальном центре развития ребенка – детском саду № 40 и в специальной коррекционной общеобразовательной школе № 45. В этих образовательных учреждениях муниципальные власти постарались создать те условия, которые необходимы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Затем депутаты, педагоги, общественники и представители исполнительной власти обменялись мнениями и впечатлениями на круглом столе. В идеале, конечно, необходимо, чтобы все здания школ и детских садов были оборудованы по стандартам архитектурной доступности, но понятно, что невозможно все перестроить и переделать в одночасье. Кроме того, обучать особых детей можно только по особым, специальным учебным программам и методикам, а соответственно с ними должны работать и специально подготовленные педагоги. Со всем этим наиболее успешно справляются в Ухте. В республике 1 975 детей признаны инвалидами. 1 265 из них – это школьники, из числа которых 822 (64 процента) посещают обычные школы, еще 256 (20 процентов) обучаются на дому. Из числа дошколят тяжелыми заболеваниями страдают 710 детей, и только половина из них получает дошкольное образование. 187 детей школьного возраста не получают никакого образования по той причине, что им необходим постоянный уход. Такие данные привела в своем выступлении на круглом столе, проходившем в рамках Дня депутата, заместитель министра образования Наталья Студиград. Однако, как она подчеркнула, педагоги не топчутся на месте – вводят новые формы обучения для детей с тяжелыми патологиями, в том числе и дистанционное обучение. По этой форме обучаются пока 50 человек, но со следующего года их число увеличится вдвое. В КАКИХ-ТО муниципалитетах заботятся о том, чтобы такие дети обучались и получали профессии, а в каких-то уделяют этому крайне мало внимания и средств. Председатель Госсовета Коми Марина Истиховская в ходе круглого стола привела данные о том, что специализированные классы, где получают образование дети с ограниченными возможностями, есть только в 56 школах 12 муниципалитетов республики. В восьми городах и районах региона дети с ограниченными возможностями не могут посещать общеобразовательные учреждения. Понятно, что это зависит не только от степени внимания местных властей к больным детям, но и от финансовых возможностей того или иного муниципалитета. Ни для кого не секрет, что бюджеты городов и районов в последнее время формируются в весьма неравных условиях. Конечно, Ухта наряду с Усинском, например, находятся в более выгодном положении, поскольку на их территориях располагаются крупнейшие нефте- и газодобывающие компании. Но не стоит сбрасывать со счетов и человеческий фактор. В рекомендациях, принятых по итогам выездного Дня депутата, народные избранники прописали пункт, в котором настоятельно советуют другим городам и районам изучить и применить опыт Ухты по созданию системы образования детей с ограниченными возможностями. В Ухте тоже не сразу все складывалось гладко. Даже родители не были готовы к тому, чтобы начать выводить своих скованных недугом детей «в люди». В развитие таких детей необходимо очень много вкладывать, и речь не только о материальных затратах. Об этом в своем выступлении рассказала председатель Ухтинской городской организации КРО ВОИ, депутат городского совета Маргарита Колпащикова. Но шаг за шагом, и в городе сумели преодолеть стереотипы. В 2004 году действовала муниципальная программа «Школа для всех», по которой из городского бюджета как раз были выделены и освоены средства на оборудование школы № 16. Была также принята специальная программа по созданию доступной среды для студентов-колясочников. За счет местного бюджета к домам, в которых жили студенты, возвели пристройки, по которым они могли самостоятельно выбираться в город. Сейчас в Ухте ни один проект строительства здания не может быть подписан без согласования с председателем городской организации Всероссийского общества инвалидов. В 2008 году тут провели специальную конференцию для родителей и педагогов, чтобы ознакомить их с особенностями так называемого инклюзивного образования. Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями должны обучаться вместе со здоровыми сверстниками. Однако, как подчеркнула М.Колпащикова, у детей и их родителей всегда должен быть выбор: обучаться на дому, в коррекционных учебных заведениях или в обычных школах. Всего в республике сейчас насчитывается 148 классов компенсирующего обучения, 38 коррекционных классов и 22 специальных образовательных учреждения. Подводя черту в обсуждении проблем инклюзивного образования, депутаты Госсовета акцентировали внимание на необходимости разработки и принятия республиканской целевой программы, где будут прописаны меры по формированию доступной среды жизнедеятельности, а также по созданию условий для того, чтобы дети с тяжелыми патологиями могли получать образование по месту жительства. Все это должно быть отражено и в новом региональном законе об образовании. Ольга САЖИНА. Фото пресс-службы Госсовета РК. |