Приоритет |
21 апреля 2010 года |
Требуется возрождение престижа/ Учителя и общественность обсудили возможности реализации президентской инициативы "Наша новая школа"
Член Общественной палаты РК Михаил Герцман тоже неравнодушен к проблемам педагогов.
Республике необходима своя целевая комплексная программа развития образования, которая учитывала бы мнение общественности по реализации направлений президентской инициативы «Наша новая школа». К такому выводу пришли участники пленарного заседания Общественной палаты РК, посвященного обсуждению президентской инициативы. КАК мы уже сообщали, в этом заседании приняли участие члены Общественной палаты, законодательной и исполнительной власти, представители педагогического и студенческого сообщества республики. Председатель комиссии по социальным вопросам Общественной палаты РК Валентина Кулимова представила собравшимся информацию, которая собрана в результате серии встреч с родительскими коллективами и педагогами школ в разных районах. Эту информацию, по мнению В.Кулимовой, можно считать объективной, поскольку она отражает картину того, что сегодня представляет собой система образования республики. Учительское сообщество обеспокоено тем, что повышаются требования к образовательным учреждениям, а зарплата учителей остается невысокой (половина от средней по республике). Процесс старения педагогических коллективов из-за отсутствия притока молодых специалистов не прекращается, а, похоже, даже имеет тенденцию к развитию. И это при том, что в республике действуют два вуза, которые готовят учителей. Причем такая ситуация характерна не только для Коми, но и для всех других регионов. Это подтверждает открытое письмо Президенту страны с критикой инициативы «Наша новая школа», написанное участниками учительского сообщества, объединенного порталом «Завуч. Инфо». В рамках инициативы предполагается построить школьные здания, современные столовые здорового питания, оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы, медиацентры и библиотеки, а также «обеспечить ученикам условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития». По мнению авторов письма, регионы не осилят преобразования, предусмотренные инициативой. Опрошенные в ходе встреч учителя нашей республики придерживаются того же мнения: ведь сегодня даже строительство новой школы становится сенсационным событием. А как же осилить то, что предусмотрено в «Нашей новой школе», если учитывать еще и тот факт, что «заработная плата учителя сегодня ниже зарплаты грузчика»? Авторы открытого письма считают также, что главный документ, определяющий политику государства в сфере образования, должны принять сами жители страны. Они предлагают разработать такой документ на основе социальных исследований, вынести его на всенародное обсуждение, а затем на референдум. В то же время президентская инициатива уже утверждена. И то, что все не так пессимистично и очень многое в сфере образования можно изменить, показали четыре года нацпроекта, за которые в школах страны произошли заметные преобразования. Самым важным, по мнению опрошенных в республике учителей, является то, что новые образовательные стандарты, предусмотренные «Нашей новой школой», нацелены на возрождение нравственных ориентиров российского общества, утраченных в 90-е годы. Они базируются на таких ценностях, как человеческая жизнь, межнациональный мир, семейные традиции, любовь, верность, патриотизм и т.д. Как безусловно положительный момент отмечают наши учителя и то, что новые стандарты провозглашают переход от свободного воспитания к воспитанию духовно зрелой личности. НО ВСЕ эти преобразования потребуют иных подходов, а следовательно, повлекут за собой необходимость повышения квалификации, многим учителям предстоит переобучение. Кроме того, потребуется разработка специальной программы по заказу учебников нового поколения. В ходе предварительных встреч, проводимых Общественной палатой, учителя также говорили о необходимости системы материальных и моральных поощрений. Особенно это актуально в связи с объявлением Года учителя. Педагоги предлагали установить социальный пакет учителю, определить меры по обеспечению жильем, особенно в сельской местности, отменить практику доплат техническому персоналу из средств стимулирующего фонда. С особым пессимизмом встретили президентскую инициативу сельские учителя, которые считают, что сельская школа вообще не в поле внимания Президента, а оптимизация на местах зачастую превращается в обыкновенную ликвидацию. «Образование сегодня надо не реформировать, а финансировать, – высказал свою позицию председатель рескома профсоюза работников образования М.Иванов. – И для того чтобы изменить ситуацию, нужно не 550 запланированных миллионов, а 15 миллиардов рублей. Надо бы как-то донести это до федеральных властей. А то сегодня выпускнику пединститута предлагают зарплату 5-5,5 тысячи рублей. До каких пор модернизация будет проводиться за счет энтузиазма учителей?» Профсоюзного лидера поддержали и другие учителя. А выступивший вслед за Ивановым студент-третьекурсник СГУ Андрей Андреев вообще убежден, что вопрос оценки учительского труда равносилен вопросу возрождения престижа профессии. «Я минувшим летом поработал два месяца в США по студенческой программе, и за это время заработал больше, чем моя мама – учитель французского языка – за целый год. За 26 лет работы учителем мама ни разу не смогла воспользоваться льготной путевкой, в то время как в кировских санаториях сплошь и рядом бесплатно отдыхают сотрудники богатых предприятий, которые могли бы безболезненно для личного бюджета эту путевку оплатить», – поделился Андрей своими мыслями. В то же время, как он сам признался, он один из немногих «безумцев», которые планируют прийти в школу после окончания вуза. «Когда меня спрашивают, не сошел ли я с ума, отвечаю: зато у меня есть гарантия, что я не пополню ряды безработных», – пошутил он. Народный учитель России, директор Сторожевской школы Ангелина Захаренко тоже отметила, что главное достоинство новой образовательной концепции в том, что она возрождает лучшие традиции советской школы. Но, по ее мнению, проблем все-таки не миновать. Ведь этот самый возврат к традициям предполагает дополнительно 10 часов внеурочной деятельности, а это по сути школа полного дня. При подушевом финансировании такой режим школам, особенно сельским, не потянуть. Потребуются дополнительные финансовые источники. Особое внимание талантливым детям, предусмотренное «Нашей новой школой», тоже потребует дополнительных средств. Ведь ни для кого не секрет, что победителей олимпиад разного уровня учителя готовят за счет своего личного времени, которое никто не оплачивает. А вывозить ученика на олимпиаду в город нередко приходится на личные деньги директора школы. Особо Ангелина Захаренко сказала о необходимости пересмотреть запрет на использование детского труда до достижения ребенком 14 лет. «Труд – это необходимое условие воспитания здоровой личности, – уверена А.Захаренко. – И если мы до 14 лет не приучим ребенка к труду, то впоследствии уже точно не сможем этого сделать». Конечно, все, о чем говорилось на заседании, – лишь предварительное обсуждение, выявление основных болевых точек отрасли. Потому что пока нет никаких программных документов, которые бы обеспечивали реализацию президентской инициативы. Все предложения, высказанные общественностью в ходе предварительных встреч и на пленарном заседании Общественной палаты, легли в основу рекомендаций Правительству Республики Коми и общественным организациям. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |