Культура |
17 марта 2010 года |
"Прививка" от бездуховности нужна нашим детям, считают педагоги и деятели культуры
Беседа за круглым столом лишний раз показала, что приобщение юного поколения к культуре зависит не только от самих деяте
В республиканском Доме творчества Министерства культуры РК прошел круглый стол. Деятели культуры и образования обсуждали тему «Ребенок и современная культура». За последние лет десять это первая попытка поднять столь актуальную для общества тему. Кем при условии сегодняшнего состояния образования, культуры и медиапространства вырастут современные дети? Кто он – будущий потребитель продукта культуры? Тон встрече задала заведующая кафедрой культурологии КГПИ Ирина Фадеева. Она отметила, что большую тревогу вызывает «вымывание» из школьного обучения предметов культурологического цикла. Дети растут вне культурного пространства, не постигают азы культуры в школе, радио и телевидение по большому счету создают противоположный понятию духовного образования фон. Результат налицо. В качестве примера Ирина Евгеньевна привела итоги олимпиады по культурологии одного из лицеев республики. Одна из задач предлагала ответить, о чем повествует картина Сандро Боттичелли «Благовещение», где, как известно, изображены архангел Гавриил и Дева Мария. В нескольких случаях лицеисты написали, что на картине… беседуют две девушки. К сожалению, в реестр школьных предметов не входит мировая художественная культура, а ведь несколько лет назад предмет МХК был по крайней мере рекомендован Министерством образования РФ как дополнительный. Невозможно, считает И.Фадеева, человеку, не знакомому с основами художественной культуры, скажем, XIX века, постигать и понимать современные культурологические процессы. Своим опытом работы с детьми поделился композитор Михаил Герцман. Несколько лет он ведет в лицее для одаренных детей сельской местности при КГПИ такой предмет, как «музыкальная эстетика». В рамках этого предмета педагог говорит с детьми о значении народной песни, о том, что такое русский романс, или о феномене ХХ века – советской массовой песне… Тем не менее композитор согласен: громадное негативное влияние оказывает на незрелые умы современное телевидение, противостоять которому практически невозможно. Огромную просветительскую работу выполняет в плане культурного образования детей Коми республиканская филармония. Но, как рассказала заместитель директора филармонии Марина Канева, в последние годы наметилась тревожная тенденция: на концерты для детей перестали приходить родители. А кто, как не мама или папа, может прокомментировать ребенку увиденное или услышанное? С кем ребенок может разделить свои впечатления? Тревогу М.Каневой вызывает и неучастие представителей образования в некоторых массовых культурных акциях. В рамках круглого стола неоднократно подчеркивалась мысль о том, что образование и культура должны действовать в одной связке, а в последние годы разрыв между отраслями становится все ощутимее. Это подтвердила в своем обращении и преподаватель колледжа искусств РК Татьяна Ветошкина. Она с горечью сообщила об исчезнувшем в некоторых школьных программах предмете «музыка». Недостаточно, на взгляд педагога, и количество школьных уроков литературы, которые сведены до минимума. Классическую музыку и литературу большинство детей сегодня считает «нафталином». А пренебрежительное отношение государства к культуре порождает мрак, бездуховность, агрессию, сошлись в едином мнении участники встречи. Марина ВОЛОДИМЕРОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |