Общество |
13 марта 2010 года |
Тупик на языковом поле/ Движение "Коми войтыр" выступило за разработку концепции
В 90-е годы в Коми был достигнут существенный прогресс в сфере обучения коми языку. Он обрел государственный статус и популярность среди представителей других национальностей. Но прошло всего несколько лет, и общественность вновь забила тревогу по поводу сохранения и развития языка коренного народа. Более того, на прошедшем заседании исполкома общественного движения «Коми войтыр» сложившаяся ситуация, связанная с обучением коми языку в школах и в детских садах республики, названа не только тревожной, но и критической. К обсуждению его участники подготовились основательно. На местах сверили все данные, полученные из Минобраза РК, сделали свой подсчет реально изучающих в общеобразовательных учреждениях второй государственный язык. Провели круглый стол с представителями ответственных и заинтересованных сторон. К анализу ситуации подключили вузовских преподавателей и сотрудников Института языка, литературы и истории Коми научного центра. Информационная справка о положении дел в этой области передана Главе республики Вячеславу Гайзеру. Его заместитель Константин Ромаданов принял участие в заседании исполкома МОД «Коми войтыр». Динамику сохранения коми языка красноречиво продемонстрировали размноженные для членов исполкома листы с колонками цифр. Из них явствовало, что даже по сравнению с 2007-2008 учебным годом сейчас в каждом районе число изучающих родной язык школьников значительно снизилось. В Сыктывдинском районе эти уроки посещают 249 учащихся, в Койгородском – 124, в Троицко-Печорском – 46 человек. Стоит напомнить, что часть детей в школе учит коми язык как родной, а остальные (дети других национальностей) – как неродной. И там, и там просматриваются явные тенденции к уменьшению. На встрече назывались разные причины этого. Самая опасная и тревожная, на взгляд участников заседания, – невостребованность коми языка в дальнейшей жизни. Этим мотивом и руководствуются родители некоторых коми детей, определяя их в классы с изучением родного языка как неродного. Приводили в пример «самый коми» район – Усть-Куломский, где только за прошедшие годы тридцать процентов детей коренной национальности перестали углубленно изучать в школах родной язык. Назывались и другие причины поворота от достигнутых результатов. Это, к примеру, ориентация учащихся и педагогов на узкий круг предметов ЕГЭ. Во многих школах из-за острой нехватки средств нет возможности классы разделить на две группы: тех, кто учит коми язык как родной, и тех, кто получает о нем лишь общие сведения. В такой ситуации легче всего всех без разбора слить в один класс. В последние несколько лет образовался вакуум и в выпуске учебников по коми языку. Хотя в нынешнем году в разрешении этой проблемы наметился прорыв – издана целая серия учебно-методических комплектов. Но до обеспечения ими всех школ и классов пока далеко. Эта цепочка замыкается на проблеме старения и нехватки педагогических кадров. Остро чувствуется нехватка специалистов, которых готовил закрытый нынче финно-угорский факультет Сыктывкарского университета. До минимума сокращено в СГУ и отделение коми филологии. Даже те педагоги, которые получают дипломы учителей коми языка, всячески избегают возвращения в родные пенаты. По словам заместителя министра образования РК Натальи Студи-град, в прошлом году дипломы специалистов по второму государственному языку получили 78 человек. И только семеро из них захотели применить свои знания по назначению. Куда ни кинь – всюду клин... Члены исполкома считают, что этот вал проблем стал накрывать республику из-за отсутствия концепции национального образования. Как заверил первый заместитель Председателя Госсовета РК Валерий Марков, Коми – единственный регион в стране, где отсутствует национальная школа и до сих пор не разработана специальная программа по ее деятельности. Между тем в одном только Башкортостане концепции национального образования разработаны и действуют для 11 народностей, живущих на его территории. В Удмуртском университете изучение языка коренного народа этой республики проводится на восьми факультетах, а в нашем СГУ – лишь на двух. Многие участники встречи не скрывали недоумения и по поводу того, что в школах республики приказал долго жить когда-то многими любимый предмет – коми литература. Уроки высокого, вечного и прекрасного тоже не вписались в программы обучения подрастающего поколения. Результатом обсуждения стало решение, главным пунктом которого значится самая неотложная мера – разработка концепции национального образования в Республике Коми. В Министерстве образования движение «Коми войтыр» предлагает создать отдел национального образования, а в Министерстве национальной политики – координационный совет по взаимодействию всех сторон, причастных к этому процессу. Исполком также намеревается выйти с инициативой к властным структурам республики о формировании государственного заказа на подготовку кадров для системы национального образования, преподавателей коми языка и литературы. Из активистов движения «Коми войтыр» будет сформирована общественная комиссия, которая должна скрупулезно изучить сложившуюся ситуацию, чтобы попытаться найти оптимальные пути выхода из тупика. Анна СИВКОВА. |