Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
25 декабря 2009 года

Криминальная квартира

/ Татьяна Некрасова с маленьким сыном может остаться в новогоднюю ночь без крыши над головой

Совсем скоро Новый год. Однако не для всех он будет праздничным. Героиня нашей публикации «Сделка с жульем» («Республика», 4 сентября) Татьяна Некрасова, которая стала жертвой квартирных мошенников, 31 декабря должна освободить квартиру, которую честно купила чуть больше года назад. Вернуться к этой публикации побудили некоторые любопытные факты, которые всплыли позже. Корреспондент «Республики» попытался выяснить, кто может быть причастен к мошенничеству, в сети которого попала Татьяна Некрасова, и почему вообще случилась эта крайне неприятная история.

Ловушка

Вкратце напомним историю Татьяны Некрасовой. В июне 2008 года она купила однокомнатную квартиру в деревянном доме в местечке Дырнос в Сыктывкаре. Проводить сделку купли-продажи ей помогало риэлторское агентство «КварталЪ» в лице Елены Немыкиной. Риэлторы этой фирмы предложили Татьяне квартиру в Дырносе, заверили, что все документы продавца они проверили – квартиру продавал родственник хозяина Николай Лодыгин по доверенности.

2 июля Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми выдало Татьяне Некрасовой свидетельство на право собственности. Но счастливая жизнь в собственной квартире оказалась недолгой. Через две недели объявилась еще одна собственница. Это была бывшая гражданская супруга прежнего хозяина квартиры Романа Дедюрина – Наталья Овечкина. Они с Дедюриным жили вместе пять лет. У них есть общая дочь. В 2000 году они расстались, женщина с ребенком уехала жить в Московскую область.

Тогда же Татьяна Некрасова узнала, что Р.Дедюрин – прежний хозяин квартиры, которую она купила, давно мертв. Он умер 11 мая 2006 года. А родственник Дедюрина оказался вовсе и не родственником. Доверенность была поддельной.

Бывшая сожительница Дедюрина обратилась в суд с заявлениями о восстановлении срока для принятия наследства, о признании сделки купли-продажи квартиры с Т.Некрасовой недействительной, а также о признании за ее несовершеннолетней дочерью права собственности на квартиру отца.

В суде, который, кстати, проходил без участия Татьяны,
Н.Овечкина заявила, что не вступила в наследство вовремя, так как не знала о том, что Р.Дедюрин умер. В итоге суд признал договор купли-продажи квартиры, заключенный между лжеродственником Дедюрина и Т.Некрасовой, недействительным, а следовательно, и государственную регистрацию этой недвижимости тоже. Право собственности на квартиру по решению суда перешло несовершеннолетней дочери Р.Дедюрина.

 

Очевидные нарушения

Татьяна подала встречный иск о признании ее добросовестным приобретателем квартиры. Но суд его не удовлетворил. Верховный суд РК это решение оставил без изменения, а кассационную жалобу Т.Некрасовой – без удовлетворения.

После выхода статьи «Сделка с жульем» в редакцию обратился руководитель сыктывкарского холдинга с правом оказания риэлторских и юридических услуг Вячеслав Скепский. Он предложил Татьяне Некрасовой свою помощь. В частности, отметил, что увидел в судебных постановлениях по делу Татьяны ряд нарушений. В последующем Татьяна изложила их в надзорной жалобе.

– Я считаю, что решения Сыктывкарского суда и определение судебной коллегии Верховного суда РК неправосудны. Нарушены как нормы материального, так и нормы процессуального права, – рассказал Вячеслав Скепский.  Выводы адвоката сводятся к следующему.

Первое. Рассматривая имущественный спор по иску Н.Овечкиной, суд не привлек к участию ответчика, то есть Т.Некрасову, которая является заинтересованной стороной в деле. Судом нарушено требование части 1 статьи 38 ГПК РФ.

Второе. Овечкина в суде заявила, что пропустила срок вступления в наследство, так как не знала о смерти Р.Дедюрина. Тем не менее известно, что свидетельство о смерти она получила 8 сентября 2007 года, а в суд с заявлением обратилась лишь в конце мая 2008 года – через девять месяцев. Согласно статье 1155 Гражданского кодекса РФ она должна была обратиться в суд в течение шести месяцев с того момента, как узнала о смерти бывшего супруга. Однако этого не сделала, а суд данное обстоятельство проигнорировал.

Третье. Суд вообще был не вправе рассматривать вопрос о наследуемой собственности. В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на его имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Это право предусматривается в выдаваемом наследнику свидетельстве о праве на наследство, которое выдается нотариусом, а не судом.

Четвертое. Татьяна Некрасова является добросовестным приобретателем квартиры. В силу пункта 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ при осуществлении гражданских прав разумность действий и добросовестность участников правоотношений предполагается до тех пор, пока не будет доказано иное, то есть покупатель считается добросовестным приобретателем. При заключении договора купли-продажи квартиры Т.Некрасова не имела возможности проверить достоверность и подлинность представленной Н.Лодыгиным доверенности в связи с тем, что она была удостоверена в Орловской области. Установить подлинность и достоверность доверенности могло и, более того, было обязано это сделать – Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми.

Действительно, согласно Федеральному закону № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции органов по государственной регистрации относится в том числе и «проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти».

 

Темное прошлое

Мы решили проследить историю квартиры, которую купила Т.Некрасова. Для этого наша героиня абсолютно законно запросила в органах юстиции выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на свою квартиру. И вот что мы узнали.

До Татьяны владел квартирой Роман Дедюрин. Он был сиротой. Между тем нам стало известно, что у Дедюрина есть двоюродная сестра. Кроме того, как нам рассказали соседи, расставшись с Н.Овечкиной, и до самой своей смерти он жил с женщиной и ребенком. Чей это был ребенок и где теперь та женщина?

Далее. Дедюрин купил эту однокомнатную квартиру в Дырносе у гражданки Плосковой, которая получила ее в наследство от сожителя – гражданина Шелгинского – после его смерти, так как у них был общий ребенок. Умер Шелгинский в январе 2005 года. Опять же, по информации соседей, умер при весьма странных обстоятельствах – выпил уксус. Однако это мало относится к делу. Любопытен другой факт.

– Я узнала, что перед тем, как купить квартиру в Дырносе, Дедюрин продал благоустроенную двухкомнатную квартиру на улице Красных Партизан, – рассказала Татьяна.

Возникает масса вопросов. Знала ли бывшая супруга Дедюрина об этой квартире или нет? Если нет, то откуда она узнала о квартире в Дырносе? Если знала про «двушку», то почему не претендовала на долю при продаже?

Но это еще не все. Недавно Татьяне, вернее на адрес ее квартиры, пришло любопытное письмо от некоего ЗАО «ЖДиИ Мани Банк». Оказывается, Н.Овечкина взяла в этом банке кредит. Получается, что в кредитном договоре она указала адрес дырносской квартиры. Любопытно, когда был заключен кредитный договор?

Но вернемся к Дедюрину. Нам известно, что он умер в мае 2006 года, после того как ему проломили голову. Логично было бы предположить, что по факту его смерти будет возбуждено уголовное дело. Ведь обстоятельства смерти весьма и весьма странные. Во-первых, Дедюрину тогда было всего 27 лет. Во-вторых, он умер практически сразу после приобретения квартиры. Однако, как нам стало известно, уголовного дела нет. После проверки вынесен отказной материал. Странно? Конечно, странно. Еще и потому странно, что после смерти Дедюрина кто-то сдавал его квартиру целых два года, а потом еще и продал. Может быть, этот «кто-то» знает что-то об обстоятельствах смерти Дедюрина? А может, даже имеет отношение к смерти… Но это лишь предположение. В любом случае понятно, что кто-то эту квартиру «крышевал». Татьяна догадывается, кто этот «кто-то»…

Как рассказывают соседи, после смерти Дедюрина в квартире жили люди не самые, мягко говоря, спокойные. Дебоширили, дрались, шумели. Соседи даже несколько раз вызывали милицию. Участковый приходил, разбирался. И опять вопрос: почему участковый на протяжении двух лет не интересовался, кто же хозяйничает в квартире умершего человека? Увы, корреспонденту «Республики» не удалось встретиться с участковым, который в те годы работал на том участке.

Еще одна загадка. Откуда у злоумышленников оригиналы всех документов на квартиру Дедюрина? Один из ответов может быть таким: эти люди помогали ему при продаже «двушки» и покупке дырносской квартиры. Но кто эти «они», и почему мы говорим «они»? Дело в том, что в течение всей сделки рядом с лжеродственником Лодыгиным находился еще один человек, который якобы помогал ему оформлять сделку. Татьяна его хорошо запомнила. А зовут его Юра. Однажды Т.Некрасова видела его на улице в компании женщины, которая славится криминальным прошлым. Но в уголовном деле, которое было возбуждено по заявлению Некрасовой, – только один подозреваемый.

 

В поисках выхода

Нам в руки попал любопытный документ – «Извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю». Он датирован 2009 годом. Как вы думаете, кому оно адресовано? Шелгинскому! Человека, который умер в 2005 году, просят явиться 9 июля 2009 года к приставу в качестве должника за коммуналку. В письме жирным шрифтом выделено «Неявка влечет принудительный привод». Было бы смешно, если бы не было так грустно. Получается, что за квартирой Татьяны долг за коммуналку «тянется» еще со времен Шелгинского. А ведь злоумышленники представили в органы юстиции справку о том, что задолженности по квартплате нет. Кто изготовил эту справку?

Еще один момент. Ситуация с Татьяной выявила полное отсутствие взаимодействия наших регистрационных и контролирующих служб. Стали бы судебные приставы вызывать к себе, извините, покойника, если бы знали, что этого человека нет в живых? Выдал бы в 2008 году МУП «Расчетный центр» МО ГО «Сыктывкар» справку о том, что владельцем квартиры № 6 дома № 43 в местечке Дырнос на тот момент является Дедюрин, который к тому времени был покойником?

Опять же, если бы сотрудник Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми выполнил возложенные на него законом обязанности, проверил бы подлинность документов, представленных Лодыгиным, Татьяна бы не попала в лапы злоумышленников. А если бы суд учел тот факт, что Овечкина в 2007 году, узнав о смерти Дедюрина, не вступила в наследство в установленный законом срок, скорее всего, Татьяна Некрасова была бы признана добросовестным приобретателем.

Увы, цепочка таких «если бы» и замысел злоумышленников привели к тому, что женщина с малолетним ребенком на руках  может остаться без крыши над головой. Надежда на то, что ситуация в ближайшее время изменится в лучшую сторону, у Татьяны тает, что называется, на глазах. Тем более что ее квартиру уже пытаются продать.

Денис БЕЛОВ.

 

 

– В одной из газет я увидела объявление, что моя квартира по адресу: местечко Дырнос, дом 43, кв. 6 продается за 800 тысяч рублей, – рассказала Татьяна. – Как видите, после капитального ремонта, который я сделала за свой счет, цена квартиры значительно увеличилась. Но мне хотелось бы предостеречь потенциальных покупателей, риэлторов и других заинтересованных в продаже этой квартиры лиц, что я не намерена останавливаться. Буду отстаивать свои гражданские права до конца. Я уже подала жалобу в Европейский суд по правам человека. Не хотелось бы, чтобы в лапы злоумышленников попали добропорядочные граждане, ведь покупка спорной квартиры неминуемо повлечет за собой неприятности…

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №240 (4154) - 25 декабря 2009 года

За вымогательство взятки в три миллиона

Пять лет за смерть осужденных

 №239 (4153) - 24 декабря 2009 года

В Объячево обнаружили игорный клуб

 №238 (4152) - 23 декабря 2009 года

Нарушения устранены / "Город мастеров" обезопасили на случай пожара

За растрату "приоритетных" средств замруководителя администрации Сыктывдинского района приговорен к шести годам лишения свободы

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 240 (4154)
25 декабря 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»