Политика |
10 декабря 2009 года |
Триста показателей и реальная жизнь/ Что показал федеральный мониторинг доверия к республиканской власти?
«Главная наша задача – не просто хорошие показатели, а реальная удовлетворенность населения работой исполнительной власти на местах», – считает первый заместитель Главы РК – министр финансов республики Вячеслав Гайзер. В минувший вторник, 8 декабря, он провел заседание межведомственной комиссии по проведению административной реформы при Экономическом совете РК. КАК известно, в соответствии с Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» федеральным правительством разработана методика оценки эффективности работы региональных чиновников и местных властей. Мониторинг содержит в себе 295 показателей, включая изучение мнения населения о состоянии здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства в регионе. Понятно, что у каждого региона – свои особенности, и какие-либо сопоставления и сравнения всегда будут грешить неточностями. Поэтому включение в программу мониторинга без малого трехсот показателей в чем-то можно признать вполне обоснованным. Другое дело, что социологические опросы населения, например по качеству услуг ЖКХ, сегодня почти повсеместно дадут предсказуемые результаты. Показатели мониторинга ложатся на стол Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. Кроме того, мониторинг имеет для всех заинтересованных сторон один достаточно «чувствительный» аспект. Дело в том, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 608 действуют четкие правила выделения грантов субъектам «в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности». ОЦЕНКА эффективности деятельности органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления в 2008 году и стала основной темой разговора членов межведомственной комиссии. В заседании приняла участие и выступила заместитель директора Департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации Минрегионразвития РФ Екатерина Кокорина. Основным докладчиком по столь животрепещущему вопросу выступила начальник управления государственной гражданской службы РК Альбина Власова, которая отметила, что по оценке удовлетворенности населения Коми работой государственных органов власти республика занимает 41 место из 83 возможных. То есть в глазах населения власть выглядит в целом вполне даже «средненько». По информации А.Власовой, в 2008 году по отрасли «Здравоохранение», например, у нас отмечены такие положительные тенденции, как снижение по сравнению с предыдущим годом смертности лиц трудоспособного возраста – на 2,2 процента. Младенческая смертность снизилась на 10,5 процента. Кстати, удовлетворенность населения качеством медицины у нас выросло с 23,8 (2007 г.) до 26,3 процента. Между тем наша республика оказалась в числе регионов с наиболее высоким уровнем неэффективных расходов в здравоохранении. Федералы подсчитали, что этот самый уровень «неэффективности» составляет около 3 процентов в консолидированном бюджете региона. Мы в этом не одиноки, поскольку ровно в таком же положении наши соседи – Вологда, Киров, Мурманск и даже более южная Воронежская область. А в ХМАО, например, этот показатель составляет и вовсе… 15 процентов. Другое дело, что неэффективные расходы у нас и наших соседей, как считает федеральная власть, выросли за 2008 год в 1,5-2 раза. Мониторить региональные власти – все-таки дело новое и непривычное. Как выяснилось на заседании, в республиканские показатели, отраженные на сайте Минрегионразвития РФ по той же многострадальной отрасли «Здравоохранение», вкрались досадные ошибки. Чья в том вина, внятного ответа на совещании так и не прозвучало, однако республика в общей статистике регионов выглядит гораздо хуже, чем могла бы в действительности. Екатерина Кокорина на совещании презентовала (со слайдами и диаграммами) «Доклад об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2008 года», недавно подготовленный в федеральном министерстве. «Потенциал и необходимые ресурсы для того, чтобы улучшить показатели, у республики имеются», – признала в итоге представитель Минрегионразвития. Как видно по федеральным диаграммам, среди регионов мы в списке лидеров, которые за счет «современных методов управления» добились наиболее заметных достижений в части «сокращения неэффективных расходов по отрасли «Образование». А вот как относятся к этому жители нашей сельской глубинки, особенно недовольные ликвидацией малокомплектных школ, другой вопрос. Не могла остаться равнодушной к этой теме и министр образования РК Нелли Струтинская. Она напомнила участникам заседания, что дальнейшая реорганизация сельских школ становится уже практически невозможной, а их доля по-прежнему высока. То есть из списка лидеров по борьбе с «неэффективными расходами» в сфере образования мы очень скоро, если повезет, тихо исчезнем. Е.Кокорина согласилась с доводами участников заседания об особой «специфике» северных регионов. Кстати, как сообщила она, со следующего года при оценке регионов федеральные власти будут в первую очередь принимать во внимание динамику их социально-экономического развития. Последняя, бесспорно, гораздо объективнее отражает работу региональной и местной власти, чем имеющаяся, если так можно выразиться, «база». Владимир РАЗУВАЕВ. |