Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
10 декабря 2009 года

Ольга Савастьянова: "Сегодня ребенку неуютно в обществе и в семье"

Положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, продолжает оставаться острой социальной проблемой, требующей постоянного внимания государства и общества. Вопреки всем принимаемым законам и программам, направленным на улучшение положения семьи, показатели роста социального сиротства продолжают расти. О необходимости защиты прав и интересов ребенка сегодня говорят на всех уровнях. Первого сентября этого года Президент страны Дмитрий Медведев подписал указ об учреждении должности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. Органам государственной власти в регионах тоже было рекомендовано ввести у себя эту должность. О том, что сегодня делается в республике для решения проблем семьи и детства, наш разговор с председателем Комитета по социальной политике Госсовета РК, руководителем Союза женщин РК Ольгой Савастьяновой.

– Ольга Викторовна, сегодня множество государственных учреждений обязаны по роду своей деятельности заниматься проблемами детства, принимаются целевые муниципальные и республиканские программы, а число подростковых правонарушений с каждым годом не уменьшается, а даже растет. Не лучше обстоит дело и с решением проблем сиротства. Вроде в республике успешно развиваются семейные формы устройства сирот, принимаются законы в поддержку семьи, а показатели социального сиротства не уменьшаются. В чем вы видите причину такого положения дел?

– Не могу не согласиться с тем, что у нас много служб, которые отвечают за решение тех или иных проблем семьи и детства, но, сталкиваясь с конкретной проблемной ситуацией, связанной с ребенком, всякий раз удивляешься: почему так получилось, что ребенок остался вне поля зрения ответственных за это людей? Накануне Дня защиты детей Союз женщин РК провел заседание правления, где мы попытались обстоятельно рассмотреть эту проблему.

Мы живем в XXI веке, но, по данным исследований Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сравнении с показателями конца прошлого века число сексуальных преступлений, совершенных в отношении детей, увеличилось в 29,5 раза. Более половины этих преступлений совершаются родителями или близкими к семье людьми. 30 процентов от числа детей, попадающих в больницы с жестокими избиениями, – дети до одного года и еще 30 процентов – дети в возрасте до шести лет. Сегодня сирот в стране больше, чем в Советском Союзе было после Великой Отечественной войны. И процент детей-сирот с каждым годом почти не уменьшается, а число неблагополучных семей год от года только растет. Я привела статистику российскую, но мы у себя в республике не очень отличаемся. И самое тревожное – это то, что детей истязают отнюдь не всегда в неблагополучных семьях, но и в тех, которые по общепринятым меркам считаются благополучными.

Так где же, на каких участках не срабатывает система? Чтобы выявить слабые места, мы проводим мониторинг двухсот конкретных случаев жестокого обращения с детьми, чтобы понять, как при наличии всех организаций и учреждений по охране детства ребенок остается наедине со своими проблемами. Результаты мониторинга подскажут нам, какой элемент системы не срабатывает и что необходимо менять. В следующем году Союз женщин РК определил проблемы детства как приоритетное направление.

Трудность работы заключается в том, что причина этих проблем лежит в области духовно-нравственной, а значит, работать нужно на изменение общественного сознания. Именно с этой целью в декабре этого года Союз женщин РК запланировал провести Первые республиканские родительские чтения. Чтобы вместе с родителями обсудить вопрос о том, как лучше организовать работу, какой вклад могут внести в решение этой проблемы общественные организации и что могут взять на себя государственные структуры. На это мероприятие приглашены самые активные и неравнодушные родители из городов и районов республики. Наша цель – сделать так, чтобы высказанные в ходе чтений идеи участники совещания понесли в народ, чтобы процесс пошел на местах. В рамках этих чтений проведены круглые столы, мастер-классы, семинары, а также состоится публичная защита проектов общественных организаций, направленных на решение проблем семьи и детства.

Сегодня ребенку неуютно в обществе и семье. Чтобы в этом убедиться, не надо далеко ходить, достаточно выйти на улицу. Посмотрите, как ведут себя взрослые прохожие, когда мимо идут подростки, которые громко смеются. В основном все стараются сделать замечание, по-хамски одернуть. Совершенно привычная картина, когда прилично одетая женщина оскорбляет или трясет ребенка, не стесняясь прохожих. Такие факты характерны именно для нашего общества. То, что семья сегодня находится в кризисе, это, помимо всего прочего, еще и последствия советского режима, когда все было бесплатно, а общественное было выше личного. Результат проводимой тогда государственной политики – целое поколение людей с пониженным родительским инстинктом. Приведу такую цифру: у нас в России более половины семей вообще не имеют детей. Понятно, что среди этого числа есть и те, кто по состоянию здоровья не может их иметь, но немало и тех, кто отказывается от родительства, не желая себя в чем-то ущемлять. Ведь родительство – это всегда жертвенность, а потребитель не терпит ограничений.

– Но зачастую издерганные суетой родители поднимают на ребенка руку не потому, что не любят своих детей, а потому что по-другому воспитывать не умеют. И многие рады были бы, если бы их кто-то просветил в вопросах воспитания.

– Безусловно, насилие над ребенком – это и результат родительской безграмотности. Именно поэтому государственным структурам, работающим с семьей и детьми, давно пора уйти от работы с последствиями, а выстраивать работу таким образом, чтобы неблагополучные семьи не появлялись. В общем, работать нужно на упреждение.

– Как, на ваш взгляд, может помочь в решении этих проблем учреждение такой должности, как уполномоченный по правам ребенка?

– Я всегда за то, чтобы в решении социальных проблем больше уделялось внимания конкретным людям. В этом смысле институт уполномоченного – очень нужная структура, потому что работа строится по конкретным обращениям. К тому же сегодня так много детских проблем, что появление еще одного такого, очень специфического голоса в защиту детства я бы только приветствовала. Другое дело: надо посмотреть, создавать это как отдельную структуру или вводить эту должность в уже существующем аппарате уполномоченного по правам человека в республике.

– Отдельно хочется сказать о детях-инвалидах. Последние годы в республике широко обсуждается тема инклюзивного образования, родители и общественные организации по защите прав этой категории детей ратуют за возможность совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями развития. Насколько реально осуществить это в нашей республике?

– К великому сожалению, за последние 10 лет детская инвалидность в России выросла почти в два раза, хотя в Республике Коми эти показатели немного снизились, детская инвалидность составляет сегодня 1,5% от общего числа детей. 70% из них посещают школы, а оставшаяся часть в школе не учится. Эти дети, конечно, должны быть в обществе, ходить в школу вместе со всеми, общаться, отдыхать и не должны чувствовать себя изолированными. Поэтому наша задача сделать так, чтобы каждая семья, где есть ребенок-инвалид, имела возможность выбора между учебой дома, в специализированном учреждении или в общеобразовательной школе. Но для этого нужно подготовить специалистов, создать необходимую материально-техническую базу. Такие поручения даны сегодня регионам на уровне Российской Федерации. Инклюзивное образование предусмотрено и новой образовательной стратегией «Наша новая школа». Задачу эту надо решать последовательно, и в первую очередь нужно создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями. При принятии бюджета на следующий год мы договорились с правительством о том, что в республике будет разработана и принята межведомственная программа по созданию безбарьерной среды. Также мы работаем и над внесением необходимых изменений в законы, связанные с реализацией мер социальной поддержки данной категории граждан.

– И на телевидении, и в ходе различных семинаров, круглых столов, посвященных проблемам детства, зачастую высказываются мысли о необходимости разработки законов, ужесточающих ответственность родителей за уклонение от воспитания своих детей и за жестокое обращение с ними. Телефоны доверия, по которым может позвонить ребенок и рассказать о своей проблеме или пожаловаться на нерадивых родителей, сегодня становятся повсеместной практикой. Но есть и противники такого подхода, которые аргументируют свою позицию тем, что иногда ребенка просто необходимо наказать физически. И что же, мол, он потом получит полное право пойти и донести на своих родителей? С таким мнением тоже нельзя не согласиться.

– Очень прискорбно то, что, по данным опросов, сегодня очень многие родители считают, что бить ребенка – это нормально. Среди сторонников физического наказания немало интеллигентных людей. Но ребенок – это такой же человек, как и мы с вами, только лучше, и по сравнению с нами он требует гораздо большей заботы и защиты, потому что взрослый в состоянии себя защитить, а ребенок беззащитен перед агрессией взрослого. Какие бы негативные эмоции ни испытывал взрослый человек, вряд ли ему придет в голову наброситься с кулаками на своего собеседника за то, что он противится его мнению. А поднять руку на ребенка – запросто! Подобные унижения бесследно не проходят ни для самого ребенка, ни для родителей, это обязательно когда-нибудь не только проявится в ответной агрессии, но и скажется на здоровье самого ребенка. Сегодня в Госдуме разработана целая концепция духовно-нравственного развития семьи, в рамках которой – 16 законопроектов, среди них и законопроект об ответственности родителей за воспитание детей.

Один пример из практики проведения рейдов по неблагополучным семьям. В свои 26 лет женщина успела родить шестерых детей. Четверых у нее уже отобрали и поместили в детский дом, один ребенок погиб от истощения. Когда мы во время проведения рейда зашли к ней, шестой ее ребенок находился в больнице. Примеров таких можно привести немало. Безусловно, государство позаботится о таких детях, только вот заменить мать им не сможет. Поэтому такие родители обязательно должны нести ответственность за то, что такую ситуацию создали. Это и другим нерадивым родителям будет уроком. В законе должны быть четко прописаны условия, при которых можно говорить о необходимости наказания родителей за уклонение от воспитания своих детей. Согласна с вами, что грань очень тонкая: есть опасность, что подобные законы могут породить не только новых Павликов Морозовых, но даже и само общество может выступить в его роли. Да, в странах Европы, где подобные законы успешно реализуются, есть случаи, когда дети подают иски против своих родителей, обвиняя их в безответственном воспитании, будучи виновными сами, но в целом подобные законы способствуют восстановлению справедливости. К тому же существует множество социальных институтов, которые снижают риски неправильного использования таких законов.

– Как вы оцениваете роль общественных организаций в решении проблемы неблагополучия семей?

– Чиновники часто выражают недовольство работой общественных организаций: мол, они критиканы, вечно чем-то недовольны. Мне кажется, общественные организации для того и существуют, чтобы критиковать, они выполняют функцию своеобразного индикатора проблем общества. Власть не может быть успешной без помощи общественных организаций – государство никогда в одиночку с социальными проблемами не справится. Чем больше таких организаций, тем лучше, тем больше людей получит возможность конкретной помощи. Но, к сожалению, у нас катастрофически мало общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и детства.

Меня очень радует и то, что в стране сейчас наметилась хорошая тенденция к передаче социальных услуг в некоммерческий сектор. Такие организации занимают, как правило, самые востребованные ниши. К примеру, уход за детьми или содействие интеграции инвалидов. Государство со своей стороны оплачивает работу по оказанию этих услуг. У нас в республике пока такой практики нет, но мы в этом направлении движемся. Государственная структура в силу объективных причин очень неповоротлива и не всегда оперативно может перестроиться на решение какой-нибудь проблемы, к тому же за некачественную работу учреждение не закроют. Общественные же структуры более мобильны в этом плане – если они не справляются с государственным заказом, они могут просто лишиться средств к существованию: государственная финансовая поддержка стимулирует их предоставлять качественные услуги, да еще зачастую и дешевле, чем в государственном учреждении.

Беседовала Галина ГАЕВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 230 (4144)
10 декабря 2009 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»