Культура |
3 декабря 2009 года |
Люди и куклы провинциального театра/ Чем запомнился зрителю чеховский фестиваль в Сыктывкаре?
Как мы уже сообщали, в минувшее воскресенье завершился театральный фестиваль, посвященный 150-летию А.П.Чехова, который проходил в Сыктывкаре с 23 по 29 ноября. Безусловно, фестиваль, в котором приняли участие десять театров, включая и «заграничный» из Франции, – это масштабная акция для республики. Ну а уж для истосковавшегося по драме сыктывкарского зрителя практически каждый фестивальный спектакль был своего рода маленьким праздником. Или – почти каждый. Кроме того, любопытно было оценить хотя бы по представленным образцам сегодняшний уровень российской театральной провинции. Варенье на продажу Фестиваль открылся спектаклем «Русское варенье» Брянского театра драмы им. А.К.Толстого. Сама автор пьесы – Людмила Улицкая в одном из интервью обмолвилась, что для нее эта пьеса – своего рода выяснение отношений с Антоном Павловичем Чеховым: «Захотелось поговорить с ним, рассказать, как тут у нас без него идут дела. Люди-то все те же. «Вишневый сад» повсеместно превращается в варенье…» Диалог Улицкой с Чеховым – это выяснение отношений между «лишними» и «новыми» людьми. Семейство Лепехиных живет на даче в академическом поселке. Встают после обеда, живут на деньги деляги-братца, рассуждают, как принято, о судьбах России, вспоминая свой древний дворянский род и прочие прелести прошлых лет. Тем не менее в родовом гнезде упадок и распад: перебои с электричеством, неполадки с канализацией, мусор и грязь прикрываются перевернутыми стульями. Вся семья варит варенье на продажу – по 10 долларов за банку. Деньги умеют считать те, кто работает или приспособился: предприимчивый сантехник, бизнесмен Ростислав и его жена – писательница Алла. Финал вполне ожидаем: вместо вишневого сада и дворянского гнезда здесь оборудуют станцию метро и «Диснейленд». Родовое гнездо окончательно разрушается под натиском делового родственника, похожего на Лопахина, и ожидаемого предательства главы семейства, слишком походившего на Гаева. Естественно, чеховские мотивы прочитать в спектакле нетрудно. Тем не менее жизненные коллизии героев спектакля протекают чрезвычайно вяло, их действия чересчур обусловлены. Постановка не рождает должного душевного напряжения: все слишком «недраматично» и предсказуемо. Эксперименты – в меру Как вообще сегодня ставят Чехова? Мы уже сообщали, что жюри фестиваля возглавляли два театральных мэтра. Это художественный руководитель московского театра им. Н.В.Гоголя Сергей Яшин и театральный критик, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров. На мастер-классе в КГПИ, где О.Пивоваров встречался с педагогами, студентами и журналистами, критик поделился своими размышлениями. Естественно, в юбилейный год Чехова многие режиссеры обратили взоры к его творчеству. В числе многочисленных постановок особого внимания заслуживает «Дядя Ваня» в театре им. Вахтангова. Спектакль поставил Римас Туминас, в главной роли – Сергей Маковецкий. Эта премьера, по оценке критика, стала одним из самых значимых событий минувшей осени. Тем не менее, отметил на встрече Олег Пивоваров, в ряде случаев за Чехова становится просто страшно, в том числе когда его ставят и мастера сцены. В погоне за новым прочтением Антона Павловича режиссеры зачастую доходят до совершенно немыслимых трактовок, вовлекая зрителя в непонятные идеологические коллизии, эротические переживания, а то и безумные низменные страсти знакомых со школьной скамьи персонажей. Правда, ничего подобного на прошедшем фестивале зрители не увидели. Не сказать, что абсолютно все выглядело уж в высшей степени целомудренно, тем не менее никакой пошлости или излишнего натурализма в постановках провинциальных театров не наблюдалось. «Республика» уже писала, что лучшей постановкой, по оценкам жюри, стал спектакль «Свадьба с генералом» Казанского государственного театра юного зрителя. Как отмечали во время «разбора полетов» член жюри, и.о.директора республиканского колледжа культуры Вера Морозова и педагог по режиссуре, руководитель народного театра села Корткерос Анастасия Казакова, спектакль сделан именно для зрителя. Режиссер Владимир Чигишев скрупулезно продумал каждую актерскую работу, вообще вся партитура спектакля была вычислена пошагово. Динамика постановки захватывала зрителя с самого начала, погружая зал в атмосферу черно-белого немого кино с его чуть суетливыми, комичными персонажами. А подчеркнутый декаданс в гриме – эффектно подведенные черные глаза, коричневая помада и нарисованные усы – лишь усиливал этот киноэффект. В новых обстоятельствах А вот вынес ли зритель сугубо свое духовное переживание после демонстрации «нового» Чехова в спектакле русского духовного театра «Глас» – «Репетируем «Чайку»? Хотелось бы, конечно, верить… Вот только один тихонечко сбежавший со спектакля зритель на вопрос: «Надоело?» ответил, кажется, в точку: «Заблудились ребята, ау! Бедный Антон Павлович…» Любопытный спектакль «Дама из города С» по повести «Дама с собачкой» представил театр юного зрителя из города Заречного Пензенской области. Безусловно, жанр, в котором выдержан спектакль (герои как бы репетируют сцены), далеко не новаторский. Но в целом спектакль, поставленный молодым режиссером Михаилом Гавриловым, подкупает своей чистотой и прозрачностью. А выразительная декорация в постановке, выполненная в виде инсталляции, подчеркивает точность каждой мизансцены. В новые обстоятельства поместил героев пьесы «Медведь» режиссер Кировского областного драматического театра Игорь Житинев. Действие спектакля происходит... зимой. Спектакль, поставленный, по оценке критиков, в лучших традициях русского водевиля, получился действительно забавным. Тем не менее, как отмечает Вера Морозова, хотелось бы, чтобы продуманные режиссером декорации – белые рамы, олицетворяющие поначалу зиму и холод не только на улице, но и в сердце героини, в финале спектакля тоже были обыграны в соответствии с поворотом сюжета. Загадку человеческого бытия предложил разгадать зрителю Тульский государственный театр кукол в спектакле «Иванов». На сцене одновременно находятся и люди, и куклы. В этом как бы нарочитое подчеркивание несовместимости двух миров: «живого» Иванова и его окружающего, карикатурно-кукольного. Спектакль молодого, ищущего, талантливого коллектива зрители приняли. За любовь и поиск Особого внимания заслуживает спектакль республиканского театра кукол из Йошкар-Олы – «Тараканья леди» по Т.Уильямсу. Эта постановка, конечно же, достойна более детального и профессионального разбора. Но как бы там ни было, безусловно одно: придумал и поставил спектакль настоящий художник с большой буквы – Татьяна Батракова. Вообще, рассуждая о спектакле, можно говорить отдельно о каждой его составляющей. Об искусной работе актеров с куклами. О самих собственно куклах – интересных, живых, потрясающих, опять же изготовленных руками самой Батраковой. Об удивительной сценографии спектакля. О классной фонограмме хитов «Нью-Йорк, Нью-Йорк» и «Кабаре» в исполнении актрис Светланы Есменеевой и Надежды Николаевой. Вообще о музыкальном оформлении с использованием музыки А.Пьяццоллы, Л.Бернстайна, Дж.Кандера… Об измученной большой душе и так и не сложившейся жизни маленькой мисс Хардвик-Мур. Но, к сожалению, все эти сами по себе талантливые составляющие не укладываются в единое полотно. Откровенно лишними кажутся зачем-то появившиеся на сцене «живые» актеры. И если Аркадина узнаваема, то «просчитать» в пожилом согбенном мужчине одновременно нескольких разновозрастных героев: Сорина, Треплева и Тригорина – под силу разве что искушенному зрителю. Как бы там ни было, фестиваль состоялся. Неизбалованная театральная провинция жива, и ей есть что сказать своему зрителю. Остается добавить, что внеконкурсный диплом и подарок от Главы РК (чашу из капа) за любовь к русской классике был вручен драматическому театру Ниццы им.Франсиса Гага. Приза и диплома от Госсовета РК за поиск театрального языка в чеховской прозе был удостоен ТЮЗ города Заречного Пензенской области. За верность традициям русского водевиля был отмечен Кировский областной драматический театр им. С.М.Кирова. Награду за лучшую женскую роль вручили Татьяне Белевич из русского духовного театра «Глас», за лучшую мужскую роль – Вячеславу Казанцеву из Казанского государственного театра юного зрителя. К сожалению, уровень показанных на фестивале спектаклей не удалось сравнить с постановками наших театров – ни один из театральных коллективов Коми в этом смотре не участвовал. Что, по большому счету, довольно странно. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |