Человек и Закон |
23 сентября 2009 года |
Тяжеловозы в правовом поле/ Найден компромисс между правительством и автоперевозчиками
В ходе совещания руководителей предприятий лесопромышленного комплекса была поставлена точка в актуальном вопросе организации перевозок тяжеловесного автотранспорта в условиях реформирования нормативно-правовой базы РФ и РК. К этой проблеме неоднократно обращалась «Республика». В июле этого года одного из вуктыльских предпринимателей оштрафовали на пункте весового контроля и лишили прав. Тогда бизнесмен решил обжаловать в суде законность постановления о плате с тяжеловозов. Основным аргументом предпринимателя стал Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», принятый в 2007 году. По закону устанавливать порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, – прерогатива федеральных органов власти. Но федеральные нормативные документы до сих пор не приняты. Вместо них действует постановление Правительства РК №134 о взимании платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортом государственным дорогам общего пользования. Документ вышел еще в 2004 году и был призван хотя бы отчасти привлечь средства на поддержание дорог республики в проезжем состоянии. Наши дороги не приспособлены для проезда импортных «тяжеловесов», большая часть которых приходится на лесовозы. По этому постановлению предельная полная масса лесовоза составляет 38 тонн. Также в нем регламентируются пределы нагрузки на оси машин, варьируются и ставки платы за превышение весовых параметров. На эксплуатацию тяжеловозов перевозчики должны получать платные разрешения. В конце июля 2009 года Верховный суд республики признал постановление № 134 недействующим. В итоге сократились количество получаемых в Дорожном агентстве РК разрешений и доходы в бюджет. А это порядка 50 миллионов рублей в «минус» только по лесным грузам. Решение суда пока не вступило в силу, так как на него подана апелляция со стороны Правительства РК. До окончательного решения, которое будет принято Верховным судом РФ, перевозчики обязаны получать соответствующие разрешения. По словам генерального директора Союза лесопромышленников РК Владимира Бондаренко, по поручению регионального правительства с участием представителей крупных промышленных предприятий была проведена серьезная организационная работа по решению этой проблемы. В 2008 году предприятиями лесного бизнеса было выплачено в качестве компенсации ущерба примерно 47 миллионов рублей, из них 98% платежей поступило от трех крупных перевозчиков – «Эжватранс», «Лузалес» и «Леском-Авто». А это порядка 40% от общего объема лесоперевозок по республике, остальные везли без получения разрешений, «партизанским» способом. Такая ситуация, по мнению большинства представителей бизнес-сообщества и власти, является несправедливой. – Нужно, чтобы все участники процесса перевозки грузов имели официальные документы и вносили небольшую по современным меркам плату за наносимый лесовозами ущерб дорогам, – подчеркнул В.Бондаренко. – Если решение Верховного суда РК останется в силе, то до приведения нормативной базы республики в соответствие с федеральными законами республика продолжит выдавать специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, но без взимания платежей, компенсирующих ущерб дорогам. При этом платежи должны поступать в казну республики в добровольном порядке. Большая часть перевозчиков поддержала это решение. Размер платы определяется на основе существующей методики, утвержденной постановлением Правительства РК № 134. Если платежи идут из средств чистой прибыли предприятий, то средства безвозмездной финансовой помощи должны быть направлены на ремонт приоритетных дорог, по которым перевозятся лесные грузы. Контроль за расходованием целевых средств может осуществлять Союз лесопромышленников РК. Помимо этого дорожники и руководство Союза лесопромышленников РК должны согласовать нюансы проведения весового контроля, чтобы лесопромышленники имели если не «зеленую улицу», то преференции при прохождении контроля. Дорожники в свою очередь обещали максимально исключить человеческий фактор на пунктах весового контроля, автоматизировав процесс взвешивания. Марина СОТНИКОВА. |