Культура |
16 сентября 2009 года |
Шаньга - от слова шондi?/ Изданы книги, посвященные традиционной коми кухне
В Коми изданы два научных труда, посвященные традиционной коми кухне. В работах на основе анализа этнографических данных представлена культура питания коми, адаптированная к жизни на Севере. Как рассказала в ходе презентации, прошедшей 11 сентября, автор изданий, преподаватель исторического факультета Сыктывкарского госуниверситета Татьяна Чудова, этнографический словарь «Кухня коми-зырян» состоит из отдельных статей и отражает продуктовое сырье, традиционные блюда, технологию их изготовления, символику пищи в контексте культуры. Название словарных статей дается как на русском, так и на коми языке, причем слова приведены также в их диалектных вариантах. Как отметила автор книги, в связи с тем что в словаре не была отражена тема кухонного инструментария, было решено написать монографию «Культура питания коми». «Пища – элемент культуры, который отличается, с одной стороны, консервативностью, с другой стороны, активно впитывает в себя инновации и фактически является отражением занятий населения», – отметила Татьяна Чудова. Технология приготовления коми блюд диктуется наличием русской печи, поэтому основными способами приготовления пищи у коми были варка, тушение и выпекание, тип жарки отсутствовал. Основные блюда коми кухни – каши заварные и распаренные, в которые для улучшения вкуса добавляли ягоды, горох, борщевик сибирский. Выпечка отличалась по характеру теста, видам муки, форме и разнообразию начинок. Так, брендом коми кухни являются шаньги, которые бывают не только круглой формы. «К примеру, на Удоре делали шаньги квадратной формы. А Владимир Даль определяет форму шаньги как квадратную. Кстати, ряд исследователей предполагает, что слово шаньга произошло от слова шондi, в переводе с коми языка – солнце», – рассказала автор. Молочные и мясные блюда не занимали основную роль в рационе питания коми, поскольку христианская традиция требовала соблюдения постов, а в году насчитывалось до двухсот постных дней. Как отметила Татьяна Чудова, пища выступает не только как элемент материальной культуры, но и несет в себе определенные знаки, символы в контексте культуры. Символическим значением наделялась продукция промыслов в контексте семейной обрядности. Так, на свадебный стол ижемские коми в обязательном порядке подавали цельно приготовленного лебедя. В остальные дни на употребление мяса лебедя налагался запрет. Практически во всех районах республики на поминальный стол подавали цельно приготовленную дичь. Ее раздавали по кусочку всем присутствующим, в деревенской традиции это символизировало перераспределение богатства в связи со смертью одного из членов социума. Символическим значением наделялись и продукты сельского хозяйства. Так, на праздничный стол подавались каши. Считалось, что чем больше на столе каш, тем богаче праздничный стол. «Комиинформ». |