Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Культура
16 сентября 2009 года

Шаньга - от слова шондi?

/ Изданы книги, посвященные традиционной коми кухне

В Коми изданы два научных труда, посвященные традиционной коми кухне.

В работах на основе анализа этнографических данных представлена культура питания коми, адаптированная к жизни на Севере.

Как рассказала в ходе презентации, прошедшей 11 сентября, автор изданий, преподаватель исторического факультета Сыктывкарского госуниверситета Татьяна Чудова, этнографический словарь «Кухня коми-зырян» состоит из отдельных статей и отражает продуктовое сырье, традиционные блюда, технологию их изготовления, символику пищи в контексте культуры. Название словарных статей дается как на русском, так и на коми языке, причем слова приведены также в их диалектных вариантах. Как отметила автор книги, в связи с тем что в словаре не была отражена тема кухонного инструментария, было решено написать монографию «Культура питания коми».

«Пища – элемент культуры, который отличается, с одной стороны, консервативностью, с другой стороны, активно впитывает в себя инновации и фактически является отражением занятий населения», – отметила Татьяна Чудова.

Технология приготовления коми блюд диктуется наличием русской печи, поэтому основными способами приготовления пищи у коми были варка, тушение и выпекание, тип жарки отсутствовал. Основные блюда коми кухни – каши заварные и распаренные, в которые для улучшения вкуса добавляли ягоды, горох, борщевик сибирский. Выпечка отличалась по характеру теста, видам муки, форме и разнообразию начинок. Так, брендом коми кухни являются шаньги, которые бывают не только круглой формы. «К примеру, на Удоре делали шаньги квадратной формы. А Владимир Даль определяет форму шаньги как квадратную. Кстати, ряд исследователей предполагает, что слово шаньга произошло от слова шондi, в переводе с коми языка – солнце», – рассказала автор.

Молочные и мясные блюда не занимали основную роль в рационе питания коми, поскольку христианская традиция требовала соблюдения постов, а в году насчитывалось до двухсот постных дней.

Как отметила Татьяна Чудова, пища выступает не только как элемент материальной культуры, но и несет в себе определенные знаки, символы в контексте культуры. Символическим значением наделялась продукция промыслов в контексте семейной обрядности. Так, на свадебный стол ижемские коми в обязательном порядке подавали цельно приготовленного лебедя. В остальные дни на употребление мяса лебедя налагался запрет. Практически во всех районах республики на поминальный стол подавали цельно приготовленную дичь. Ее раздавали по кусочку всем присутствующим, в деревенской традиции это символизировало перераспределение богатства в связи со смертью одного из членов социума. Символическим значением наделялись и продукты сельского хозяйства. Так, на праздничный стол подавались каши. Считалось, что чем больше на столе каш, тем богаче праздничный стол.

«Комиинформ».

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №169 (4083) - 16 сентября 2009 года

Музей на колесах рассказывает об истории Северной железной дороги

 №168 (4082) - 15 сентября 2009 года

Юбилею Чехова посвящается

 №166-167 (4080-4081) - 11 сентября 2009 года

Московские мотивы прилузских мастеров

Министерский марафон

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 169 (4083)
16 сентября 2009 года
среда

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»