Общество |
17 июня 2009 года |
Упущенная выгода и разбитые трассы/ Лесозаготовители и дорожники ищут выхода из ситуации
О том, как повысить эффективность автомобильных перевозок лесопродукции, обсудили с дорожниками члены Союза лесопромышленников РК. На протяжении последних трех лет региональный Союз лесопромышленников пытается участвовать в процессе урегулирования отношений между перевозчиками леса и дорожными службами. Однако в реальности получается ситуация, когда и перевозки срываются, и дороги приходят в негодность... Осенью прошлого года союзом было предложено на зимний период 2008-2009 годов увеличить предельные параметры автопоездов – сортиментовозов, чтобы снизить себестоимость перевозок лесопродукции. Решение такого плана уже принималось Правительством РК в феврале 2007 года. Но, несмотря на кризисную ситуацию в лесной отрасли, правительство республики этой зимой отказалось поддержать перевозчиков. Кроме того, союз продолжает настаивать на том, чтобы весеннее ограничение движения грузового автотранспорта по республиканским дорогам общего пользования сроком на месяц вводилось одновременно с закрытием федеральной трассы «Вятка». Две прилегающие дороги в районе Сыктывкара имеют разный статус, но находятся в одной климатической зоне, однако сроки временного закрытия дорог существенно разнятся. В результате ситуация складывается не в пользу бизнеса. Так как с 10 апреля дорога была закрыта на 30 дней федералами, а 21 апреля на 40 дней (на неделю позже запланированного в связи с погодными условиями) – республиканскими властями. Законопослушные перевозчики вынуждены были остановиться на 50 дней, недобросовестные – «партизанили», чтобы не упустить выгоду. По словам директора ООО «Эжватранс» Алексея Северинова, перевозчики несут убытки из-за простоев во время ограничения движения. По его мнению, это приводит не только к социальной напряженности в коллективах, так как работникам приходится выходить в вынужденные отпуска, но и сокращает налоговые поступления в бюджет республики из-за снижения результатов финансово-экономической деятельности предприятий. А введение ограничений на федеральной и республиканских дорогах в разные временные периоды только осложняет ситуацию. В свою очередь дорожники ссылаются на более чем двукратное увеличение нагрузки на дорожное полотно, из-за чего дороги и мосты разрушаются. После секвестра бюджета республики на 2009 год на ремонт дорог и мостов выделено 72 миллиона рублей, из них 50 миллионов – на паводковые мероприятия. В целом на содержание дорожной сети региона заложено всего 780 миллионов рублей, средства по этому направлению уменьшены на 20%. Недоремонт дорожной сети республики сегодня находится на уровне тысячи километров. Та же ситуация по мостам, на ремонт которых не хватает средств, а значит, они будут постепенно закрываться из-за нарастающей угрозы разрушений. И все же предложение лесопромышленников о синхронизации введения ограничений в 2010 году дорожники обещали принять во внимание и поработать в этом направлении. Существует другой выход из ситуации. Учитывая, что состояние дорожной сети в ближайшие годы ухудшится, крупным лесоперерабатывающим предприятиям необходимо разработать схемы перехода к транспортировке сырья сплавом или по железной дороге. На реанимацию этих путей потребуется меньше средств, чем на ремонт автомобильных трасс. Сохранены основные железнодорожные ветки, тупики и мощности по приемке древесины закреплены за рядом предприятий. Нужно изыскать средства на наведение порядка в этом хозяйстве. Но без поддержки государства при кредитовании на эти цели не обойтись. Сплав в республике вполне реально возродить, так как удалось сохранить флот, работают организации, которые смогут заняться этой работой. Основной вопрос здесь – это содержание водных путей, которые являются федеральными объектами. Из года в год республиканские власти пытаются увеличить объем финансирования на эти цели, но из-за снижения объемов перевозок по воде в увеличении средств федеральный центр отказывает. Ситуация в сфере автоперевозок осложняется еще и получившей распространение практикой составления актов контроля весовых параметров автотранспорта в случае отклонения полной массы или осевых нагрузок в пределах 15% от указанных в специальном разрешении. Суммы, собираемые после выписки актов, в случае перегрузов в пределах от 0 до 15% не столь велики. Кроме того, у перевозчика имеется допуск по нагрузке на каждую ось от 350 до 500 килограммов. А вот если груз превышает максимальную массу или нагрузку на ось более 15%, то должностные лица должны заплатить штраф до 15 000 рублей, юридические лица – до 400 000. В случае неисполнения ранее наложенного предписания надзорных органов руководителям грозит дисквалификация на срок до трех лет. Водителям может быть выписан штраф до 2500 рублей, в отдельных случаях они могут лишиться прав на полгода. Чаще всего под удар попадают водители, которым приходится не только раскошеливаться при каждом перегрузе, но и тратить нервы и силы, доказывая обратное. Не все выдерживают такой напряженный график. В результате растет текучка водительских кадров. По словам А.Северинова, при погрузке такой специфичной продукции, как древесина, не избежать неравномерности массы по длине сортимента. Кроме того, масса зависит от породного состава, влажности сырья. На делянке при погрузке масса лесопродукции вычисляется с помощью мерной линейки, а такой способ предполагает большую погрешность при проверке на весах. Установка весов на отгрузочных пунктах – непозволительная роскошь в сегодняшних условиях. Лесопромышленники надеялись, что после их обращения руководство Дорожного агентства республики пойдет бизнесу навстречу и смягчит требования. Но дорожники не согласились с предложением Союза лесопромышленников РК отменить практику составления актов, если отклонения полной массы или осевой нагрузки не превышает 10% от указанных в спецразрешении, ссылаясь на то, что составление актов весового контроля является одним из факторов сдерживания перевозчиков от увеличения нагрузки. По российским законам приоритетным является сохранение жизни и здоровья граждан над экономическими результатами деятельности. Также в ходе совещания поднималась проблема высоких размеров платы за проведение технического осмотра тяжеловесной техники. Техосмотр осуществляет одна из компаний Сыктывкара. Расчет размеров платы за проведение техосмотра автотранспортных средств разработан и вступил в действие в соответствии с приказом Службы РК по тарифам, причем для единственной организации, осуществляющей данный вид деятельности в столице Коми, – НП СО «ТехЭксперт». Тарифы в Сыктывкаре отличаются от кировских в 7,6 раза (!). Более того, столичные тарифы на 56% выше тарифов в Воркуте. Таким образом, владельцы автомашин фактически являются заложниками вышеназванной организации, которая своей тарифной политикой ущемляет конкурентоспособность транспортных компаний по отношению к аналогичным в других регионах РФ и даже городах республики. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Сергея НОГИНА. |