Культура |
23 апреля 2009 года |
Транзит на Голгофу
В минувшую пятницу в столичном Центре досуга и кино «Октябрь», в рамках АРТ-клуба «Премьер», прошла премьера моноспектакля «Вечный транзит» по сочинениям Александра Галича. Спектакль поставил режиссер театра драмы им.В.Савина Евгений Малафеев. Единственную роль – и героев стихотворений Галича, и самого автора – исполнил актер театра драмы Анатолий Федоренко (на снимке). К сожалению, зрителей на спектакле было немного. Моноспектакли не столь популярны у широкой публики, да и имя Александра Галича нынче знают не многие. А жаль, ведь то, что написал автор полвека назад, становится все актуальнее и с каждым днем приобретает более ощутимые черты. Да и личность Галича достойна более пристального внимания современников. Некогда очень востребованный драматург театра и кино, этакий обласканный властями московский барин вдруг «взбрыкнул» и начал писать крамольные песни, петь бесконечную оду маленькому человеку, обратился к Богу и был убит за все это в чужом, холодном Париже. Примечательно, что Евгений Малафеев как режиссер уже обращался к творчеству Галича. В начале перестроечных лет совместно с бардом, драматургом Вячеславом Кушниром он поставил на сцене театра драмы спектакль «Одиночка». В том спектакле принимали участие и профессиональные актеры, и барды Сыктывкара, и обычные студенты. Через двадцать с лишним лет Евгений Малафеев снова обратился к заветной самиздатовской, отпечатанной на машинке книге стихов Галича, когда-то подаренной ему друзьями. И это было уже совсем иное прочтение поэта. Несколько месяцев назад режиссер закинул пробный камень, показав зрителям большой фрагмент спектакля. Условно спектакль делится на две части: первая составлена по «одиночным» стихам, привязанным к определенному времени, написанным в посвящении или от лица различных героев. Вторая часть – поэма «Кадиш» – одно из самых пронзительных произведений Александра Галича. Кадиш – еврейская поминальная молитва, которую произносит сын в память о покойном отце. Галич посвятил свою скорбную молитву польскому педагогу Янушу Корчаку. Тот, будучи директором дома сирот, не принял предложение нацистов работать на них и отправился вместе со своими воспитанниками – еврейскими детьми – «на эшафот», в газовые камеры Треблинки. «Кадиш» – это еще и обращение, и возвращение человека к Богу. Не случайно спектакль был показан в Страстную седмицу, по сути, как считает сам режиссер, постановка – это метафорический путь к Голгофе. И в этом ключе надо отдать должное актеру Анатолию Федоренко, взвалившему на себя очень тяжелый крест, поистине титанический труд – донести до зрителя непростые с первого восприятия тексты, раскрывающие сложные темы раскаяния, мученичества, исповедальности, ностальгии, тоски и отчаяния... Спектакль «Вечный транзит» вряд ли станет аншлаговым. Эта постановка больше для тех, кто способен сопереживать, сочувствовать и слушать сердцем. Для тех, кто приходит в театр думать, открывать, внимать сокровенному. Остается добавить, что спектакль поставлен в преддверии знаковой даты: 19 октября Александру Галичу исполнилось бы 90 лет. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |