Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
28 марта 2009 года

Испанец из поселка Векшор

/ О Викторе Арете в Прилузье сложена песня

Приложение «Дым Отечества» на протяжении ряда лет оказывает информационную поддержку республиканскому конкурсу исследовательских работ среди школьников «Отечество – земля Коми». Самые интересные работы юных краеведов и следопытов мы публикуем на страницах нашей газеты. Прошедший в январе конкурс вновь подтвердил: исследований, достойных попасть на страницы взрослого издания, очень много. О высоком уровне этих работ говорит и то, что более десяти ребят из Коми приглашены в Москву. В начале апреля они примут участие во всероссийском этапе школьного конкурса «Отечество». А в предстоящем мае в Первопрестольную отправится еще одна группа школьников из нашей республики, чьи работы компетентное московское жюри признало достойными российского уровня.

 

Предлагаем вниманию наших читателей первую подборку публикаций – исторических исследований школьников, представленных на XII республиканской конференции «Отечество – земля Коми».

 

 

 

 

 

С каждым годом остается все меньше участников войны. В нашем селе Читаево их уже нет совсем. Но есть еще женщины, труженицы тыла, вынесшие на своих плечах огромные тяготы военного времени. Живут среди нас и дети, подростки войны. Мы, члены кружка «Юный экскурсовод», в прошлом учебном году начали собирать материалы о детях войны. В нашем списке – 38 человек. Рядовые, ничем на первый взгляд не примечательные судьбы, простые имена. Но имя и судьба одного человека из этого списка отличны от всех других. Виктор Абаномарович Арета, наш земляк, чистокровный испанец.

 

Виктору Арете в нынешнем марте исполняется 78 лет. Несмотря на преклонный возраст, он полон энергии и оптимизма. С удовольствием занимается домашним хозяйством, держит кроликов, колет дрова, выращивает картошку, помидоры, огурцы... А летом не представляет свою жизнь без леса. «В лесу чувствую себя как дома, – делится Виктор Абаномарович. – Беру с собой компас и уверенно иду в любом направлении. Из лесных ягод предпочитаю малину. Собираю ее и варю варенье. Раньше был заядлым охотником, но теперь от такого времяпрепровождения пришлось отказаться. Зато любому отдыху предпочитаю рыбалку. Когда же дома остаюсь один – пою. Думаю, все равно никто не услышит и не осудит».

 

Поначалу трудно представить, что Виктор Арета – уроженец испанского города Сан-Себастьян. Но именно здесь 31 марта 1931 года он появился на свет. Его отца звали Акилино, а маму – Мартина. Родители были ровесники ХХ века. Оба работали наемными рабочими. Кроме Виктора в семье росли брат и две сестры. К сожалению, в 1936 году семья лишилась хозяина. Его смерть и последовавшие за этим события круто изменили жизнь маленького Виктора.

 

В 1936 году генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства Испании. 4 октября того же года Советский Союз открыто заявил о своей поддержке Испанской Республики. Республиканцы по договоренности с советским правительством решили вывезти из страны, объятой войной, несколько тысяч детей. Их хотели уберечь от бомбежек, артобстрелов, неминуемой гибели.

 

В июне 1937 года теплоход «Гавана», наполненный детьми в возрасте от 5 до 14 лет, покинул Испанию. На его борту находились и шестилетний Виктор с девятилетней сестрой Бегоней. «Память у меня теперь ослабла, – рассказывает Виктор Арета. – Не помню иногда, что вчера случилось. Но события тех далеких лет будто врезались в память. Помню себя, одетого в коротенькие штанишки, с маленьким рюкзачком за спиной. С сестрой держимся за руки. Не расстаемся с ней ни на минуту, ни в дороге, ни позже, при определении в детский дом». Испанских детей сопровождали в пути учителя и воспитатели. Они внушали своим питомцам, что через год они обязательно вернутся домой, в Испанию. Дети не сомневались в этом.

 

Во Франции маленьких испанцев пересадили на теплоход «Сонтан», на котором они и прибыли в Ленинград. Отсюда на три месяца для акклиматизации их отправили в Крым. А оттуда определили в специальный детский дом под Харьковом. В школе с 1 по 5 класс юных республиканцев обучали испанские учителя на испанском языке. Тогда же Виктор научился хорошо читать и писать на родном языке. Но уже с 5 класса испанский язык для задержавшихся в СССР детей с Пиренейского полуострова стали преподавать как иностранный.

 

Война все-таки догнала маленьких испанцев. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Виктору исполнилось 10 лет, когда из Харькова детский дом эвакуировали сначала в Сталинград, а оттуда в 1942 году – в Башкирию. «Это было очень тяжелое время, – предается воспоминаниям Виктор Арета. – Вдоволь мы наедались, пожалуй, только во время уборки урожая в колхозе. Ничего вкуснее картошки мы в это время не пробовали. Особенно тяжело было под Сталинградом. Сюда уже доносились раскаты бомбовых ударов. В детском доме стоял страшный холод. Топили лишь одну печь в коридоре. Каждый из нас брал кирпич, нагревал его перед топкой, заворачивал в тряпку и клал на ночь под ноги в кровать. Только этим кое-как и отогревались».

 

После войны испанских детей перевели в Московскую область. Там Виктор окончил семилетку, в городе Ногинске поступил учиться в училище. Через три года получил диплом слесаря и токаря. До 1951 года трудился на Московском шинном заводе. Его сестра Бегоня еще раньше, окончив семилетку, уехала в Днепропетровск. Там вышла замуж за испанца, у них родилась дочь Кармен. В том же году десять испанских ребят, среди которых был и Виктор, поехали на стройки в Рязань.

 

По его словам, везде к ним относились хорошо. И все-таки временами они ощущали свою неполноправность. Ведь они не являлись гражданами СССР, оставались испанскими подданными. Не могли они иметь и паспортов, им выдавали лишь свидетельства или вид на жительство. Все эти годы оторванные от родины молодые люди пытались завязать контакты с родными, вернуться в Испанию. Долго не теряли надежды на возвращение. Но разлука затягивалась, и некоторые упали духом. «У меня настроение тоже было неважное, – вспоминает Виктор Абаномарович. – Все попытки уехать закончились ничем. Тогда товарищи – ребята-латыши подбили меня поехать на Север, где требовались рабочие на лесозаготовках. Так в апреле 1954 года я и очутился в поселке Векшор Прилузского района. В это время здесь был поселок, принадлежащий Читаевскому лесопункту».

 

Молодого испанца определили работать на сплавной участок. Работа не из легких, но он не привык пасовать перед трудностями. Главное, что он очень скоро привязался к этому северному краю. Здесь были особенно дружелюбны люди, щедра и притягательна неброской красотой природа. Здесь же Виктор Арета встретил свою половинку Машу. Молодожены обосновались в Векшоре. «Сам не заметил, как пролетели 26 лет. Пропадал на сплаве, а в свободное время – в лесу. Потом, когда уже труднее стало выполнять тяжелую физическую работу, устроился на Векшорскую телестанцию. Еще девять лет миновали. А тут на пенсию оформляться пришел срок», – подводит некоторые итоги своей жизни Виктор Арета.

 

Нет, об Испании он не забывал. Ведь там оставалась его мать, жили сестра и брат. От рассеянных по всей стране соотечественников он узнавал, что многим из эвакуированных в 1937 году испанских детей в конце концов все-таки удалось вернуться на родину. Конечно, не через год, как им обещали, а намного позже. В 1957 году получила долгожданное разрешение на въезд в Испанию и сестра Виктора Бегоня. Она специально приезжала в Векшор за братом из Днепропетровска. Целый месяц ждала его в Москве. Прислала телеграмму, звала вернуться на родину вместе. Но Виктор так прикипел к Прилузью, так свыкся с этим краем, что обрубить концы было выше сил. Он мучился, переживал, не спал ночами. Пока не принял окончательного решения: остаться здесь навсегда.

 

После возвращения Бегони в Испанию наладилась переписка с родными. Виктор был счастлив вновь получить письмо от матери, вчитываться в строчки, написанные его сестрами. Мать, как и любая на ее месте, никак не могла примириться с мыслью, что ей не суждено встретиться с сыном. Испанка Мартина прожила долгую, трудную жизнь и умерла в 1994 году. Родные не только известили Виктора об утрате, но и прислали ему свидетельство о смерти матери как знак ее всегдашней любви и скорби.

 

Семейные альбомы Ареты заполнены снимками, сделанными в Векшоре и в разных провинциях Испании. Вот по мостовой испанского города шагает энергичная брюнетка Мартина. А это сестры Виктора – Бегоня и Тереза, снятые на фоне пышных экзотических растений. На двух фотографиях поместилась вся большая испанская родня: дяди, тети, двоюродные братья, сестры, племянники... Снимки с обратной стороны сестрой Бегоней подписаны на русском языке. Видимо, она засомневалась уже в том, что оставшийся в России брат помнит родной испанский.

 

Но родной язык он не забыл. Виктор до сих пор может спеть испанскую песню и станцевать народный танец аборигенов Пиренеев. Чтобы не забыть язык, он старался всегда отыскать книги на испанском языке и прочесть их от корки до корки. Особенно увлекали Виктора приключенческие романы на испанском. Узнав об этой страсти к чтению, испанские родичи почти каждый месяц присылали ему посылки с книгами на родном языке.

 

Шли годы. Виктор Абаномарович и Мария Степановна вырастили троих детей, сына Виктора, дочерей Веру и Любу. К сожалению, супруга Ареты раньше времени покинула его, ушла в мир иной. Сегодня отдушиной дедушки остаются семеро внуков, растет уже правнук. Они частые гости в его доме. Любознательной ребятне до всего есть дело. Бывает, спрашивают деда, за что он получил так много почетных грамот и медаль «Победитель социалистического соревнования». Дед чаще всего отмахивается от таких вопросов, говорит, что работал как все. Тем не менее не каждый человек удостаивается чести, чтобы о нем сложили песню. О Викторе Арете такая песня есть. Она называется «Ареты дом», ее написал прилузский поэт-песенник Александр Кетов. Будучи сплавщиком, Виктор на берегу Лузы возвел уютный охотничий домик. Уставшие рыбаки, путники, сплавные рабочие всегда могли здесь отдохнуть, переждать непогоду, обсушиться, отогреться. Благодарностью за это и стала песня.

 

Пусть осенняя вода,

 

И будет рыба, и уха.

 

Пусть ночь еще вся впереди –

 

Скитальцам есть ночлег в пути.

 

Здесь заготовлены дрова

 

И сокровенные слова.

 

И помнить будем мы о том,

 

Что этот кров – Ареты дом.

 

Бывает в жизни иногда –

 

Бросает в пекло нас судьба.

 

Но мы о счастье говорим,

 

Не сознавая, что творим.

 

Шумит усталая река,

 

Волнами бьется в берега.

 

Закат лесной давно погас.

 

Окутан мраком поздний час.

 

Ареты дом, Ареты дом.

 

Темно, но жарко ночью в нем.

 

«Маяк» тихонько говорит,

 

Уставший пес в сенях скулит.

 

Ареты дом, Ареты дом,

 

Не вечно жить мы будем в нем.

 

Нас мир сегодня здесь хранит,

 

Свеча божественно горит.

 

Еще в начале 80-х годов Виктор Абаномарович сделал поразившее его открытие. Оказалось, что в Советском Союзе перепутали его отчество. Абаномар – это фамилия матери. Но исправлять ошибку он не стал. Раз прожил большую часть жизни с таким отчеством, пусть и ее остаток пройдет без изменений.

 

Такова судьба одного из 38 наших земляков, вошедших в школьный список «Дети военных лет».

 

Екатерина АНДРЕЕВА, ученица 7 класса.

 

Руководитель: Елена Александровна Шучалина, учитель истории.

с.Читаево, Прилузский район

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №51 (3965) - 28 марта 2009 года

Танец золотых единорогов / Остался последний шанс спасти уникальную, не имеющую аналогов в России фронтонную роспись в удорской деревне Острово

Под гудки паровозов / Семь поколений семьи Поповых - Евсевьевых связали свою жизнь с железнодорожным транспортом

Парк эпохи Карчевского / Ухтинская достопримечательность дорога уже нескольким поколениям горожан

Не ставший первым / Александр Шелепин долгие годы был на передовой борьбы за власть в партии и стране, пока не оказался побежденным

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 51 (3965)
28 марта 2009 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»