Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
28 марта 2009 года

Под гудки паровозов

/ Семь поколений семьи Поповых - Евсевьевых связали свою жизнь с железнодорожным транспортом

Профессиональная преемственность в нашей стране всегда вызывала уважение и гордость. Занимаясь краеведением, мне часто приходится встречаться с представителями династий, из поколения в поколение сохраняющих преданность определенному делу. Чаще всего от отцов и дедов перенимает профессии сельская молодежь. В глубинке, в деревнях, как правило, знают своих предков до седьмого и даже девятого колена. Но с семьей, где родовая профессия имеет прямое отношение к индустриализации, урбанизации, довелось встретиться впервые. Династия Поповых – Евсевьевых из Сосногорска уже на протяжении семи поколений наследует профессию железнодорожников.

 

Немецкие корни

 

В историю своей семьи меня посвятил Даниил Евсевьев. Член туристско-краеведческого клуба «Поиск» при профессиональном лицее № 18 Сосногорска, он недол-го думал, куда приложить свои силы, какую профессию выбрать. Вся двухвековая летопись их семьи словно пронизана паровозными гудками. К сожалению, уникальный семейный архив его предков был уничтожен. В годы Великой Отечественной войны в дом прадеда Даниила на Украине попала бомба. Но все-таки кое-какие документы удалось найти, восстановить. Наиболее старой семейной реликвией Евсевьевых является фотография 1908 года. Старая карточка донесла до потомков облик двух по-своему примечательных предков, братьев Поповых – Антона Петровича и Даниила Петровича. От одного из них сосногорский юноша унаследовал фамильную профессию, от другого – имя.

 

Главной хранительницей прошлого в этой семье оставалась бабушка Даниила Анна Кирилловна Дьяконова. Она же сберегла немногочисленные старинные документы. Настоящей кладовой была ее память, где каждому представителю рода отводилось достойное место.

 

Поначалу трудно предположить, что этот род берет начало в Германии. Именно оттуда еще в XVIII веке приехали в Санкт-Петербург предки Евсевьевых. Память донесла имя одного из потомков немецкой семьи, обосновавшейся в городе на Неве и сразу же вступившей на российскую службу. Карл Карлович к началу XIX века уже утратил свою родовую фамилию и носил едва ли не самую популярную в России фамилию – Попов. Его знания в механике были востребованы, не имели цены знания и паровых машин. В 1837 году открылась знаменитая в России Царскосельская железная дорога. На одном из вокзалов этой еще совсем короткой железной дороги Карл Карлович и стал служить станционным смотрителем. В доме для служащих, специально выстроенном рядом с вокзалом, начал он жить с многочисленным семейством. Наследником по мужской и профессиональной линии стал его единственный сын Петр. И он, и сестры прекрасно владели русским и немецким языками, все получили хорошее образование.

 

В первой половине XIX века в России активно обсуждался вопрос о строительстве Петербурго-Московской железной дороги. Ныне она называется Октябрьской. Возведение железнодорожной магистрали проходило нелегко, ее запускали по частям начиная с 1846 по 1851 год. Остро встал вопрос о производстве паровозов и вагонов. Их выпуск решено было освоить на Александровском заводе в Петербурге. Именно здесь в 1845 году был смонтирован первый российский паровоз, в качестве топлива для которого использовались дрова. Такие же паровозы начали обслуживать и двухпутную Петербурго-Московскую железную дорогу. Ее протяженность составила 650 километров.

 

Петр Карлович Попов обслуживал на этой дороге один из паровозов. К этому времени потомки немецкой семьи окончательно обрусели. Петр Карлович стал даже носить русское отчество – Кириллович. К нему обращались уважительно: «Господин механик». Престиж машиниста, умеющего ладить со скоростной техникой, укрощать ее, в середине и в конце XIX века в России был высок как никогда. Петр Кириллович осваивал профессию и в железнодорожных мастерских, и в лицее, созданном при Александровском заводе в Петербурге. О престиже выбранной им стези говорило и то, что к паровозу его подвозили на повозке-«линейке». За медные, отполированные до блеска поручни паровоза он брался лишь в белых перчатках. И, как говорится, не дай бог, чтобы на них отпечатался грязный след.

 

Жена Петра Кирилловича Анна Михайловна Попова работала акушеркой и сестрой милосердия. Супруги вырастили пять дочерей и троих сыновей. Дом железнодорожного машиниста славился гостеприимством. Дети кроме двух родных языков – немецкого и русского овладели и модным в то время французским. Увлекались музыкой, литературой. Девочки окончили престижные в то время Бестужевские курсы благородных девиц, стали учительницами, воспитателями, сестрами милосердия. Трое сыновей получили высшее образование. Петр Кириллович, прожив большую, насыщенную жизнь, скончался в 1903 году.

 

Из Люботина – в Ижму

 

Антон Петрович Попов, потомок обрусевших немцев, окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Он строил мосты для железнодорожного транспорта. В 1891 году его отправили в распоряжение Харьковского департамента путей сообщения Южной железной дороги. Здесь под его руководством возводились мосты, он занимался реконструкцией старых железнодорожных сооружений, в частности заменой деревянных опор и пролетов на металлические и железобетонные. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась в самом расцвете лет. Он погиб в 1916 году при установке опор на одном из сооружаемых мостов. В Харькове остались его жена Мария Григорьевна, учительница по профессии, и трехлетний сын, названный в честь прадеда Кириллом.

 

Мать и отчим Р.П.Тычинский, до революции работавший в Харькове земским врачом, сумели дать Кириллу Антоновичу образование. Вопрос, какое поприще выбрать, перед ним тоже не стоял. После школы он поступил в железнодорожный техникум. Учеба Кирилла пришлась на трудные 20-е годы. Не смог он получить и высшего образования. Стал работать помощником машиниста на станции Люботин Южной железной дороги. В начале 1931 года он, как и дед, стал водить поезда, освоил паровозы серии «О», «Су», «Эр», «ФД», «ИС», «СО». Для несведущего в паровозах человека эти аббревиатуры не говорят ничего. Но для машиниста паровоза они звучат как песня. У каждого из них были свои особенности, свой норов. Машинист и паровоз являли собой одно целое.

 

Как и все предки, Кирилл Антонович имел большую семью, у него росли четыре дочери. Казалось, ничто не могло нарушить размеренный ритм жизни Поповых, мир и покой, царящие в их доме в Харькове. Но все перечеркнула война. Известие о нападении фашистов Кирилл Попов получил в палаточном лагере на военных сборах под Брянском. Всю войну прослужил на железнодорожном транспорте, доставляя на фронт боеприпасы и другие грузы. Получил тяжелое ранение. Грудь украсили боевые медали. Храбрый железнодорожник долго не имел сведений о семье, жене Людмиле Прокофьевне, остававшихся в Харькове. Уже позже узнал, что от их дома, куда попала вражеская бомба, осталась лишь воронка. Но семье удалось спастись, они дождались возвращения отца и мужа. После демобилизации Кирилл Антонович вновь стал работать на станции Люботин.

 

Однажды Попов получил письмо от своего боевого командира И.Я.Ботова. После войны тот уехал на Печорскую железную дорогу, стал работать в Ижемском отделении. В письме сообщал, что Печорская дорога очень перспективна для развития, но здесь остро ощущается нехватка квалифицированных кадров. Предложил подумать переменить место жительства. Кирилл Антонович долго обдумывал предложение и зимой 1952 года махнул-таки на далекий Север. Стал работать машинистом, а затем машинистом-инструктором в депо на станции «Ижма». (Станция «Ижма» с 1957 года была преобразована в город Сосногорск.)

 

Летом 1952 года навестила Кирилла Антоновича жена. Ее сразу же очаровала северная природа. Уже осенью того же года вся семья обосновалась в небольшом глинобитном домике возле вокзала на станции «Ижма». Рядом со станцией располагался и весь соцкультбыт – стадион, клуб, баня. Все было немудреное, бревенчатое. Семья Поповых быстро наладила быт. Домой, как и все паровозники, хозяин возвращался в замасленной, мазутной одежде, с черными от угольной пыли лицом и руками. Женщины грели в печке воду, вручную отстирывали замасленную одежду. В дорогу машинисту собирали непременную «шарманку» – небольшой чемоданчик или сундучок, где размещались баночки с супом и кашей. По заведенной в семьях машинистов традиции перед поездкой на смену в доме воцарялась идеальная тишина, все разговаривали лишь шепотом: машинист должен был выспаться, хорошо отдохнуть.

 

От деда к внуку

 

В Сосногорске Кирилл Попов руководил колонной паровозов серии «Л». Колонна включала десять паровозов, тридцать паровозных бригад. Как и на других железных дорогах, на Печорской дороге железнодорожники в то время добивались повышения производительности труда, экономии топлива, соревновались за 500-километровые пробеги в сутки, образцовое содержание локомотивов... Кирилла Антоновича неоднократно избирали в профком, в железнодорожном училище № 18 он вел занятия по эксплуатации паровозов, принимал экзамены у помощников машинистов. В 1965-1967 годах осуществлялся переход на тепловозную тягу. Попова как опытнейшего работника откомандировали в город Красноуфимск, откуда он привез группу высококлассных машинистов, сам составлял программу и проводил обучение по освоению нового вида техники.

 

В середине 60-х годов локомотивное депо Сосногорска получило из Чехословакии маневровые тепловозы ЧМЭЗ. И снова Кирилл Попов одним из первых осваивает новую технику, разрабатывает пособие для локомотивных и ремонтных бригад. Он же стал автором рационализаторской идеи о реконструкции подъездных путей для нефтеналивного состава на станции Ветлосян. В 1967 году Кирилла Антоновича удостаивают высокого звания «Почетный железнодорожник».

 

Пятое поколение железнодорожников Поповых – пять дочерей Кирилла Антоновича и Людмилы Прокофьевны. Получив специальности учителей и медработников, они остались верны фамильному предназначению, все трудились в учреждениях, принадлежащих железнодорожному ведомству. А мужья двух тоже были машинистами.

 

Мама Даниила Евсевьева, тоже медработник, работает статистом железнодорожной отделенческой больницы станции Сосногорск. Она нисколько не удивилась желанию сына пойти по стопам, проторенным предками. 170 лет уже имеют за плечами Российские железные дороги. И на всем протяжении времени свои вехи и страницы вписала в ее историю династия железнодорожников Поповых – Евсевьевых.

 

Лев ТАРАСОВ,

преподаватель истории, руководитель клуба «Поиск» профессионального лицея № 18.

 

г.Сосногорск

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №51 (3965) - 28 марта 2009 года

Танец золотых единорогов / Остался последний шанс спасти уникальную, не имеющую аналогов в России фронтонную роспись в удорской деревне Острово

Парк эпохи Карчевского / Ухтинская достопримечательность дорога уже нескольким поколениям горожан

Не ставший первым / Александр Шелепин долгие годы был на передовой борьбы за власть в партии и стране, пока не оказался побежденным

Испанец из поселка Векшор / О Викторе Арете в Прилузье сложена песня

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 51 (3965)
28 марта 2009 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»