Дым Отечества |
28 марта 2009 года |
Танец золотых единорогов/ Остался последний шанс спасти уникальную, не имеющую аналогов в России фронтонную роспись в удорской деревне Острово
Два невиданных зверя, то ли львы, то ли единороги, взметнулись к поднебесью. И там, на фоне серебряной голубизны, затеяли игру. Перебирают передними лапами, свернув калачиком хвосты с помпончиком на концах. Над золотистыми фигурами зверей – своды пышного терема, украшенного шахматными изразцами. Перед ними – балкончик с витыми перилами. Кажется, вот-вот выйдет на него сказочная дева, помашет рукой, чтобы снова скрыться в глубине покоев. Такой сюжет подсказала не картина или иллюстрация к художественному произведению. Эти слова напросились для описания... фронтона дома. Чудо-дом находится в удорской деревне Острово, где сейчас зимует всего одна семья. Возможно, что нынешний год последний в истории и самой деревни, и ее главной достопримечательности – огромного северного дома со сказочным сюжетом на фронтоне. Вторая половина ХХ века в России проходила под знаком открытия Севера. С 60-х годов ученые из обеих российских столиц, других регионов страны стали планомерно изучать историческое и культурное наследие территорий, примыкающих к северным рекам и морям. Многие на десятилетия «заболевали» Севером. Большинство сделали значительные, впечатляющие открытия. Счет им идет на сотни. Здесь, на Северо-Западе страны, почти до конца «космического» ХХ столетия во многом сохранился старинный уклад жизни. Это, в свою очередь, помогло уберечь от исчезновения обряды и традиции, ремесла и праздники, деревянное зодчество и черные доски... Список получится очень длинный. В перечислении рукотворного наследия особое место занимает художественная роспись. В поле зрения ученых примерно с 60-х годов попали знаменитые теперь на весь мир расписные городецкие, двинские, мезенские прялки, короба, другая посуда и утварь, которые в XIX веке стали самым ярким украшением большинства крестьянских жилищ на Севере. В это же время открыли и... львов. Писатель Юрий Арбат в книге «Светлый Север» одним из первых в популярной форме рассказал об изысках северных маляров. Путешествуя по Вологодской области, он не поверил своим глазам, когда в крестьянских домах предстали перед его взором «размалеванные» потолки, углы, горенки, предпечья. В домовой росписи преобладали яркие тона и причудливых форм цветы. Но однажды под Тотьмой он встретился со львом. Тот красовался на предпечье невзрачной с виду деревенской избы. Зверь крепко, уверенно стоял на задних лапах, а передними перебирал, готовый вот-вот опустить одну лапу. Чем-то обеспокоенный, он повернул голову. И... выдал себя. Неведомый художник, по всему никогда не видевший живого льва, вложил в свое творение знания куда более близкие ему: морда льва напоминала собачью. Но, как и подобает хищному зверю, его голову украшала пышная грива, которая курчавилась, ниспадала завитками. Этот зверь, казавшийся и домашним, и внушающим страх, покорил писателя. И подстегнул к поиску других подобных творений. Поездки увенчались успехом. Еще в нескольких селах и деревнях Вологодской области он повстречал изображения царя зверей, выполненные в своеобразной манере наивной народной живописи. Позже этот народный «наив» привлек внимание и других исследователей Севера. Правда, с каждым годом такие встречи случались все реже, фронтонная роспись исчезала вместе с домами и деревнями. В некоторых местах рядом со львами в домах и на их фронтонах соседствовали единороги. Откуда здесь появились южные звери? Существуют разные точки зрения проникновения необыкновенной символики на Север. Согласно одной из версий, львы и единороги – обереги дома – известны в храмовой и дворцовой живописи на Руси уже с XII века. Со временем их распространение сузилось, и к концу XIX века стражи жилищ остались жить лишь в укромных уголках Севера. Некоторые ученые появление росписи со львами связывают с заморской торговлей в XVI-XVIII веках, осуществлявшейся через Северную Двину и Архангельск. Якобы это и способствовало распространению на Севере пышных орнаментов на предметах домашнего обихода. Единорог по представлению наших предков символизировал разум, мудрость, храбрость. Без этого мифического животного трудно представить народные легенды, сказки, книжные памятники. Этот зверь не мог иметь пары, а прожив отведенные ему 532 года, возрождался из собственного рога. В книжных памятниках он олицетворял образ Христа, иногда – смерти. Как бы то ни было, северным людям этот образ чем-то был близок. Поэтому и «малевали» его и на дверях, и на печных досках, и на фронтонах. Сейчас уникальной на родной живописи, в том числе изображениям львов и единорогов, посвящено множество исследований. Почти всегда их авторами анализируется появление этих зверей на декоре домов в русских областях Севера. Между тем в Республике Коми тоже были мастера, оставившие свои творения на фасадах крестьянских жилищ. В этом плане уникальным местом остается Удора. Здесь, в селах по реке Вашке, еще каких-то лет 30 назад можно было познакомиться с прекрасной галереей фронтонной росписи. Причем эти образцы остались не в богатом, застроенном двухэтажными домами-великанами торговом селе Важгорт, где проходила знаменитая на Севере Крещенская ярмарка. Львы шествовали на фасадах домов небольших деревень – Острово, Выльгорт, Верхозерье. В других деревнях тоже имелись дома с расписанными фронтонами. Интерес к этой стороне народного творчества позволил за минувшие месяцы зафиксировать несколько удорских домов с необычной символикой на фронтонах. В селе Пучкома до сих пор большинство домов имеют на фасаде богатое деревянное узорочье. Но, как правило, фронтоны многих окрашены в один цвет. Исключение составляет дом, построенный Геннадием Васильевичем Матевым. Он происходил из талантливого рода мастеровых и книжников Рахмановых – Матевых, владел многими ремеслами, сохранял преданность старине. И фронтон своего дома, перевезенного из небольшой деревушки Тойма, украсил необычными узорами: большими кругами, разделенными на части в виде лепестков. По словам ученых, это древние солярные знаки, которыми раньше мастера украшали части прялок, ткацких станков, другой утвари. Геннадий Матев эти знаки, виденные им на домашних предметах, перенес на фронтон своего дома. К сожалению, мастер более 15 лет назад ушел из жизни. А обновить уже выцветший рисунок фронтона некому. Более позднего происхождения дом в деревне Муфтюга. Его построил Еруслан Иванович Федоров. Стоящий на берегу речной старицы, он привлекает к себе внимание синей гладью фронтона, по которой плывут парусники. Особняком стоит дом из деревни Кривое. Он принадлежит семье Ждановых. В центре фронтона на нем красуется большая пятиконечная звезда. А все остальное пространство раскрашено разноцветными квадратиками, словно маленькими флажками, которые раньше вывешивались по праздничным дням на окнах, стенах комнат и учреждений. Единороги же остались жить лишь на одном фронтоне – в покинутом уже хозяевами дома деревни Острово. В соседнем Выльгорте такая же роспись исчезла под слоем краски, которой новые хозяева большой двухэтажной хоромины окрасили фасад. От прежнего облика остался лишь балкончик с выточенными балясинами. Еще один дом с такой росписью из деревни Верхозерье полностью разрушен. Несколько лет назад возле него еще валялись выпавшие резные части богатого декора. А львы уже исчезли. Навсегда. Кто он – мастер, оставивший в этом северном захолустье сказочные сюжеты? Казалось, что этот вопрос останется без ответа. К счастью, имя человека, запечатлевшего на фронтонах домов львов-единорогов, сохранила память. Этого человека местные жители называли «красильщик Миш». Он был уроженцем деревни Чирки, в которой сейчас обитают всего четверо жителей. А когда-то про чиржан говорили, что они – богатый народ. Михаил Никонович Данилов раскрашивал и покрывал узорами все, что попадало в руки: посуду, прялки, конские дуги. Но где он овладел мастерством или был самоучкой – выяснить пока не удалось. Давно уже нет в живых самобытного мастера. О нем напоминает лишь единственное оставшееся творение – роспись на фронтоне островского дома. Еще пару лет назад дом выглядел крепким. Но после того как его продали на дрова, он как-то сразу сник, состарился. Стала нещадно линять и его уникальная роспись. А в нынешнем году над домом нависла угроза его скорого и полного исчезновения. Часть огромной хоромины уже пущена на дрова, выдраны полы в большинстве комнат, дом зияет пустыми глазницами окон. Удастся ли его спасти? В прошлом году была предпринята попытка сделать полный обмер дома, чтобы затем хотя бы перевезти в безопасное место часть его фасада вместе с фронтонной росписью. Большую заинтересованность в спасении и сохранении этого архитектурно-художественного шедевра проявила заместитель директора Национальной галереи РК Наталья Плаксина, которая не понаслышке знает этот дом, несколько раз бывала в деревне Острово. Она же связалась с Михаилом Мильчиком, заместителем директора санкт-петербургского НИИ «Спецпроектреставрация», членом федерального совета по сохранению культурного наследия России. Михаил Исаевич сразу же изъявил желание приехать в Коми, чтобы сделать все возможное для сохранения уникального, не имеющего аналогов в России расписного фронтона. «Возможно, пока придется ограничиться тщательной фиксацией размеров дома, с чем бы я справился со своей помощницей, – сообщал он из Санкт-Петербурга. – Ваша просьба меня всерьез взволновала: такого рода памятников вообще мало, да и те стремительно исчезают. Я в 1966 году побывал в селах по реке Вашке и считаю, что некоторые здешние населенные пункты, как, например, Кривое, по планировке и ансамблевости исключительны. Если дом в Острово нельзя сохранить на месте, надо перевезти его в музей. К сожалению, в Коми нет музея под открытым небом подобно Малым Корелам в Архангельской области. Хотя уникальных экспонатов деревянного зодчества в вашей республике тоже много». Власти Коми и Удорского района в минувшем году так и не нашли небольшую сумму для организации экспедиции группы петербургских и сыктывкарских ученых в деревню Острово. Хотя срочность проведения исследовательских работ в доме с единорогами была очевидна. Сейчас время уже упущено, внутренние помещения дома лишились первоначального облика, подробный обмер поэтому невозможен. Но есть еще шанс спасти фронтон, разобрать его и привезти в Сыктывкар. Национальная галерея Республики Коми готова предоставить свои фонды и помещения для размещения этой уникальной настенной росписи. Анна СИВКОВА. Удорский район |