Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
3 марта 2009 года

Александр Мариев: "Несвоевременная мера даст обратный эффект"

В феврале российские законодатели внесли изменения в статью 29 Лесного кодекса РФ, отменив систему договоров купли-продажи лесных насаждений сроком на год. Причем изменения были внесены кулуарно, без обсуждения

с общественностью. Прошло рассмотрение поправок в Госдуме, в Совете Федерации. Последнее слово остается за Президентом РФ. Для непосвященного читателя изменения мало о чем говорят, а для малого лесного бизнеса отказ в доступе к лесам означает постепенное вымирание.

О том, как сложится в дальнейшем судьба «мальков», чем сегодня живет лесная отрасль, рассказывает заместитель министра промышленности и энергетики РК Александр Мариев.

– Сегодня по республике насчитывается несколько сотен предпринимателей, получивших лес через аукционы в краткосрочное пользование и заключивших в 2008 году 18600 договоров. Изменения в законодательстве выводят их из сферы лесных отношений, оставив без доступных ресурсов. С одной стороны, логика законодателей понятна. Ведь контролировать действия мелких предпринимателей силами немногочисленной армии лесохозяйственников проблематично.
С другой стороны, эта плановая мера в условиях разразившегося финансового кризиса несвоевременна, ее реализацию нужно было отложить, чтобы сохранить малый бизнес, которому и так жилось несладко в условиях падения спроса на древесное сырье. Если бы не законодательные новации, мелкий бизнес мог бы переориентироваться на переработку древесины. Но при отсутствии собственного сырья это невозможно. Выход предлагается один – развивать новую систему суб-аренды и совершенствовать подрядные отношения.

– Ставка законодателя на развитие крупного бизнеса, на ваш взгляд, неоправданна?

– Трудно сказать. Крупный бизнес и так работает в более благоприятных условиях. Пока выстроится система субаренды, пройдет время. За этот период многих малых предприятий попросту не досчитаемся. Те же, кто продолжит работать, окажутся в прямой зависимости от воли основного арендатора – крупного лесозаготовителя, который будет заниматься отбором подрядных организаций, устанавливать свою закупочную цену на лес. Ведь по закону институт субаренды строится внутри крупных предприятий. Большой бизнес, который по сути берет на себя роль барина, диктующего условия, готов запустить частника в свой лес. Но при этом с лесозаготовителя никто не снимал ответственности за выполнение требований по лесовосстановлению, защите лесов от пожаров и условий сертификации лесов. Как будут контролироваться эти процессы? Еще год частники доработают по старым договорам, а потом можно закрываться, так как новых делянок не будет.

Кроме того, всерьез идет обсуждение возможности передачи лесов в собственность крупных компаний. Не частнику, как это предполагалось ранее в одном из вариантов Лесного кодекса, а холдингам.

На мой взгляд, постоянное реформирование системы лесоуправления оборачивается ростом дополнительных издержек для предприятий, лишая малый бизнес законного доступа к лесным ресурсам без создания реальных альтернатив выживания в новых условиях. И если бы в свое время прошло широкое обсуждение предполагаемых нововведений, то отсрочить их принятие было бы возможно. Но федеральный центр не довел до сведения регионов предлагаемые инициативы. В конечном счете это может обернуться возникновением социальной напряженности на местах: малые лесные предприятия начнут закрываться, сельчане лишатся последнего шанса иметь работу и источника средств к существованию. На региональном уровне мы, безусловно, будем искать возможности для привлечения малых предприятий к выполнению заказов для государственных и муниципальных нужд.

– Не только мелкие, но и крупные предприятия сегодня находятся на грани выживания в условиях падения спроса на продукцию. Какова текущая ситуация в лесном комплексе республики?

– В феврале 2009 года в сфере лесозаготовки отставание составляет 10% от уровня февраля 2008 года. В области переработки древесины картина также удручающая. Падение производства в 2008 году составило 10%, в то время как в 2007 году рост был 7%. Из-за значительного снижения доли экспорта и контрактных цен на некоторые виды продукции на 14 процентов упали объемы производства пиломатериалов, клееной фанеры – на 12%, ДСП – на 5%. В 2009 году с неполной загрузкой мощностей (на 80%) работают лесопильщики, только на 45% – фанерщики. Напряженной остается ситуация в сфере производства ДВП – стоят линии мягких плит и МДФ, а линии по производству твердых ДВП загружены лишь на 40%. Более-менее стабильно работают бумажники, но тоже ниже уровня прошлого года. Из-за замедления темпов строительства, уменьшения доли заказов со стороны мебельщиков, снижения платежеспособного спроса потребителей продолжается сужение внутреннего рынка. В итоге в 2-4 раза выросли объемы невостребованной готовой продукции на складах предприятий.

Предприятия «задыхаются» от нехватки оборотных средств, проблем с платежами и расчетами. Ситуацию усугубляют неплатежи предприятий ЖКХ за оказанные им услуги. В этой ситуации спасательным кругом стали бы кредиты банков, но они либо недоступны, либо выдаются под неподъемные проценты. Понятно, что в столь сложной ситуации предприятия вынуждены идти на непопулярные меры – сокращать число смен, переходить на неполное рабочее время, возникают задержки зарплаты. При общей занятости в лесном комплексе 21,7 тысячи человек сокращение персонала, по экспертным оценкам, составит в 2009 году около 20%, или 4,5 тысячи человек.

– Что предпринимается для сохранения стратегически важной для экономики республики лесной отрасли?

– Нужно стимулировать спрос на лесопродукцию, стабилизировать рынки ее сбыта. Кроме того, необходимо предпринимать усилия по снижению издержек производства, повышать его эффективность. Не обойтись и без прямой господдержки отрасли в целом и отдельных предприятий, чтобы люди не потеряли работу.

На совещании у первого заместителя председателя Правительства РФ Виктора Зубкова, которое состоялось 24 декабря 2008 года, были сформулированы поручения в адрес федеральных и региональных органов власти, направленные на стабилизацию положения в лесной отрасли в период кризиса. Реализация львиной доли поручений находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти. Но процесс тормозится, так как предложенные антикризисные меры поддержки лесного бизнеса, снижающие фискальную нагрузку на предприятия и их издержки в период кризиса, повлекут за собой сокращение поступлений в госбюджет, поэтому они не находят поддержки со стороны Минфина РФ. Это касается внесения изменений в федеральный бюджет на 2009 год, предусматривающих установление минимальных ставок платы за древесину на корню на уровне 2008 года. Не реализуется мера, предполагающая установление порядка расчета и выплаты арендных платежей в 2009-2010 годах исходя из объемов фактической заготовки, с отсрочкой внесения платы в этом году до 12 месяцев.

В целом из 20 поручений лишь одно адресовано регионам. Оно-то по сути и выполняется. К примеру, составлен и направлен в Москву список системообразующих и градообразующих предприятий республики, претендующих на господдержку. Это ОАО «Монди СЛПК», ЗАО «Жешартский фанкомбинат» и ООО «Завод ДВП». Сформирована заявка о потребности в финансировании из федерального бюджета на строительство лесных дорог в 2009 году. Что касается поручения регионам отказаться в этом году от увеличения платежей за аренду лесных участков сверх минимального размера, установленного федеральным центром, то пока в этом вопросе подвижек не наблюдается. Бюджеты утверждены, и назад дороги нет. У Комитета лесов РК есть план сбора этих платежей. По итогам прошлого года лесохозяйственники его перевыполнили, собрав 83 миллиона. С выводом уже в ближайшее время из сферы лесных отношений малого бизнеса увеличится финансовое бремя на арендаторов. Мне кажется, необходимо пересматривать подходы в этом вопросе. Нужно определиться, что является более значимым сегодня – доходы бюджета от платежей за аренду или недоборы налогов в случае банкротства предприятий и высвобождения большого числа трудоспособного населения в связи с кризисом и изменением законодательства? Пока такими подсчетами никто не занимался.

– Экономическая ситуация в стране меняется очень быстро, а система исполнения поручений была и остается максимально инерционной. Если не ускорить процесс реализации антикризисных мер на уровне федерального центра, можно опоздать.

– В свое время произошла непропорциональная передача ответственности за управление лесами. Власть на местах отвечает за все, но имеет ограниченные права и финансы. Федеральные органы, наоборот, не несут ответственности за происходящее на местах, но при этом директивно определяют правила игры и распоряжаются основной частью средств на управление лесами. Поэтому считаю, что эффективной мерой было бы требование у федерального центра расширения спектра полномочий и финансирования в пользу регионов. Это касается и увеличения субвенций на строительство лесных дорог, поддержку основных предприятий, в том числе через Инвестфонд. Для этого следует упростить процедуру рассмотрения бизнес-заявки, сделать эти механизмы более гибкими, приспособленными под реалии сегодняшней ситуации в экономике. Иначе за время, пока предприятие выполнит все требования на получение господдержки, может наступить банкротство.

– В кризисные времена наиболее перспективным направлением является вложение средств в развитие инфраструктуры и модернизацию производства, а не в стройку с нулевого цикла. В 2008 году была разработана Генсхема развития сети лесных дорог как часть Лесного плана РК. Когда начнется реализация намеченного?

– Арендаторами построено в 2008 году 200 километров дорог. Раньше арендатор строил дорогу исходя из собственных потребностей, изыскивал средства и вкладывал их в дорстрой максимально эффективно, имея какой-никакой опыт в этом деле. Сегодня из федерального бюджета уже получено 35 миллионов рублей на строительство лесных дорог. Рослесхозом рассматривается вопрос о выделении в 2009 году еще порядка 100 миллионов рублей. Мы, получая федеральные средства, подпадаем под жесткую систему контроля за их расходованием со стороны Рослесхоза. При этом строительство лесных дорог предполагает проведение конкурсов по проектированию и собственно строительству плюс постановка дороги на государственный учет, госэкспертиза и т.д. Это удорожает и растянет во времени процесс строительства. Создание бюрократических препон – опять же пример ведомственного, а не государственного подхода. Со своей стороны мы стараемся изменить ситуацию, понимая, что вложение ста миллионов рублей субвенций в строительство свыше 60 километров дорог позволит задействовать около 400 человек. Кроме того, вклад в развитие лесной дорожной инфраструктуры увеличит занятость на работах по лесовосстановлению, проведению рубок ухода, мероприятий по защите лесов. А это еще порядка 200 человек. Думаю, что сейчас не время для крутых реформ и изоляции внутри узких ведомственных интересов. Оперативность решения проблем становится ключевым фактором преодоления кризисных явлений.

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №31 (3945) - 27 февраля 2009 года

Юрий Шабаев: "Бедными считают себя "избалованные люди"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 33 (3947)
3 марта 2009 года
вторник

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»