Общество |
3 марта 2009 года |
Несмотря на оптимизацию,системе образования в республике все равно не хватает денег
В среду, 25 февраля, прошла очередная коллегия Министерства образования РК, на которой были подведены итоги ушедшего 2008 года и определены задачи на год текущий. В коллегии приняли участие сотрудники министерства, заведующие районными и городскими управлениями образования, ректоры вузов. Особое внимание было уделено таким вопросам, как обеспеченность детскими садами, оптимизация сети учебных заведений, плюсы и минусы новой формы оплаты труда учителей, состояние материально-технической базы детских учреждений. Как прозвучало в докладе министра образования Нелли Струтинской, ситуация с обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями в последний год обострилась. Между тем в минувшем году в муниципальных образованиях было возвращено девять зданий бывших детских садов, которые обеспечили местами 864 ребенка. К тому же дополнительно было открыто 130 групп на базе детских учреждений и 48 групп на базе учреждений дополнительного образования детей – всего на 2794 места. Но пока принимаемые меры кардинально ничего не меняют. Сегодня почти семь тысяч детей в республике от 1,5 до 6 лет не имеют возможности посещать детские учреждения из-за отсутствия мест. Для сравнения: в 2007-2008 годах эта цифра равнялась 4272. Можно прогнозировать, что в условиях федеральных программ по поддержке семьи в ближайшие годы рождаемость еще возрастет. Поэтому Нелли Струтинская призвала руководителей районных отделов образования еще раз детально пересмотреть все возможности для оптимизации сети детских учреждений и открытия новых групп. Совсем другая картина в школьном образовании. Количество детей школьного возраста, особенно старшего, в сравнении с предыдущими годами значительно сократилось. Таковы последствия периода спада рождаемости. В сравнении с 1990 годом учащихся в школах стало в два раза меньше, значительно сократилась и сеть образовательных учреждений – на 19,6%. Снижение числа школьников влечет за собой увеличение количества малокомплектных школ, которых в республике сегодня больше половины от общего числа, а именно 241. «Нашему министерству дано поручение от Главы республики создать модели оптимизации сети во всех муниципалитетах. Разумеется, мы будем делать это в согласии с местными органами, – сказала Нелли Струтинская. – Сегодня это одна из насущных проблем. Не надо понимать этот процесс как закрытие школ. Это в первую очередь хозяйский подход и обеспечение качественного образования сельским детям». Особый акцент Нелли Струтинская сделала на профильном образовании. Профессиональная ориентация старших школьников и углубленное изучение тех предметов, которые потребуются им в освоении будущей профессии, очень помогают старшеклассникам подготовиться к поступлению в техникумы и вузы. В этом смысле некоторые районы республики далеко обогнали Сыктывкар, Ухту, Воркуту, Инту, Эжву. Наибольший охват профильным обучением старшеклассников отмечается в Удорском (85%), Княжпогостском и Сыктывдинском районах (более 50%). В Сысольском же районе профильное образование до сих пор не осуществляется вообще. Нелли Струтинская порекомендовала участникам коллегии обратить большее внимание на взаимодействие с предприятиями, использовать ресурсы учреждений профессионального и дополнительного образования. «Необходимо больше ориентировать учащихся на получение рабочих профессий, – сказала она. – К тому же новые формы сдачи выпускных экзаменов неизбежно приведут к тому, что в вузы попадут очень немногие». Уже второй год в сфере образования действует новая форма оплаты труда. Как показал анализ новой системы, средняя заработная плата в отрасли составила 9830 рублей. Это на 14% больше, чем в 2007 году. Вместе с тем многие педагогические работники имеют заработную плату ниже прожиточного минимума. В частности, это касается воспитателей детских садов и некоторых школьных учителей. Новая форма оплаты увеличила разрыв в зарплате высококвалифицированных учителей и тех, кто имеет низкий разряд. Это еще одна из причин, почему молодые специалисты не торопятся пополнить учительские ряды. Выступавшие выразили недовольство и тем, как происходят сокращения аппарата госслужащих в органах управления образованием. Под удар нередко попадают специалисты, без которых начинаются сбои в работе. «Мы не впервые слышим об этой проблеме, – согласилась Нелли Струтинская. – Но право самостоятельно определять структуру управленческого аппарата лежит на главах муниципальных образований. А они зачастую принимают решения единолично. Нам приходилось говорить по этому поводу с некоторыми руководителями муниципалитетов. Логика их решений не всегда понятна, но повлиять на них невозможно. Некоторые предпочитают, например, сохранить специалистов отдела строительства, хотя в районе ничего уже давно не строится, за счет сокращения госслужащих из сферы образования. На это могу сказать только, что если нет возможности что-то изменить, то придется смириться, но всю положенную работу нужно все равно выполнять». Не всем сельским школам в 2008 году хватило денег до конца года. Хотя средства выделяются по принципу нормативно-подушевого финансирования, фактическая потребность в средствах оказалась выше суммы, заложенной в нормативе. Такое несоответствие вызвано все теми же самыми причинами, о которых уже говорилось выше. Это недостаточная работа муниципалитетов по оптимизации сети школ, низкая наполняемость классов, неоправданно расширенный штат сотрудников. В некоторых муниципалитетах проблему нехватки средств решили своеобразно: пустили на зарплату работникам деньги, выделенные республиканским бюджетом на закупку учебной литературы. Причем сделано это было как раз в тех районах, которые обеспечены учебной литературой «ниже среднего». В общем, как показали итоги минувшего года, корень большинства школьных проблем кроется, как это всегда и бывает, в нехватке средств. Именно поэтому одной из главных задач 2009 года министр образования обозначила дальнейшую работу по оптимизации сети образовательных учреждений. Это позволит не только сэкономить деньги, создать лучшие условия для обучения детей, но и решить такую проблему, как повышение квалификации учителей, о которой говорится уже на протяжении ряда лет. Приоритетами года Нелли Струтинская назвала также обеспечение автобусами тех сельских школ, где еще нет своего транспорта для подвоза детей, и привлечение дополнительных средств в отрасль через участие в федеральных программах. Галина ГАЕВА. |