Спорт |
17 февраля 2009 года |
Туристский бренд республики должен привлечь к нашим природным и культурным ценностям любителей путешествий
С 2008 года в республике началась реализация Концепции развития туризма, генеральным исполнителем которой стало Агентство Республики Коми по физической культуре, спорту и туризму. В рамках программы проводится конкурс на создание туристского бренда Республики Коми. Об этом конкурсе, о самой концепции и вообще о состоянии туризма в Коми рассказывает руководитель агентства Василий Гончаренко. – Василий Анатольевич, развитие туризма в нашей республике давно уже стало притчей во языцех: одни считают, что это курица, несущая золотые яйца, которую даже кормить не надо, другие более пессимистичны: «Приглашать в гости в край комаров, вечнозеленых помидоров, да еще и с гулаговской отметиной – несерьезно!» Вы сами-то как считаете? – Истина не в крайностях, а посередине. Глупо тешить себя мечтами, что любители путешествий бросят билеты в Турцию или Египет и кинутся заполнять наши гостиницы и вычегодские пляжи, платить по центу за каждый укус комара и тратить напропалую деньги в наших развлекательных центрах и казино. В то же время не менее глупо вспоминать о гулаговских временах и не видеть современной республики, ее уникальных возможностей для активного и познавательного отдыха. Но как раз внятных, не разовых, а постоянно действующих турпредложений в республике не так уж и много. Весь мир расширяет зону познания и общения: финские школьники желают увидеть остров Вайгач, а итальянские ветераны спорта едут в Якутию зимой, чтобы ощутить истинный мороз на евразийском полюсе холода. Республика Коми находится в едином мировом пространстве и может предложить любознательному гостю знакомство со своими эксклюзивными природными и культурными ценностями. – Например? – Пажгинский центр народных ремесел сысольских коми, особенности национальной рыбной ловли на удорских реках, уникальное оленеводство Ижмы, празднование «Горки», сохраняемой в Усть-Цильме почти пятьсот лет, каменные останцы Маньпупунер в Троицко-Печорском районе, самая высокая вершина Урала – Народная в Интинском районе, девственные леса Прилузья и Приуралья, исторические памятники Усть-Вымского и Усть-Куломского районов. Перечислять можно очень долго. Каждый район нашей республики имеет свой уникальный природный, историко-краеведческий или этнографический ресурс. Пришла пора научиться использовать эти ресурсы на благо республики, на благо каждого муниципального образования. Ведь туризм сегодня – это не «рюкзак на плечи – и в поход, где дым костра создает уют», а индустрия познавательного и оздоровительного отдыха для различных слоев населения. Туризм – это новые гостиницы и кафе, сувенирные мастерские и торговая сеть – десятки рабочих мест. – Если бы это было так просто, то у нас бы в каждом районе по десятку процветающих турбаз уже построили. – Никто и не говорит, что просто. Мы даже по сравнению с соседними регионами в развитии туризма заметно отстали. Сегодня надо понять не только то, что мы можем продавать, но и как, где и кому мы можем продавать наши природные, культурно-исторические и организационные ресурсы. Турпродукт Республики Коми специфичен, направлен на конкретного потребителя, он не имеет своего устоявшегося бренда не только на европейском, но и на внутрироссийском туристском рынке. В сфере, которая во всем мире обрела весьма важное не только экономическое, но и политическое значение, мы только начинаем плановую работу. Надо исправлять нынешнее положение конкретным действием, конкретной инициативой, поддержанной государственными органами. – Впервые в истории республики туризм вышел на уровень межотраслевого сотрудничества. В разработку концепции и плана мероприятий внесли свой вклад специалисты министерств экономического развития, природных ресурсов, культуры, национальной политики, образования. Почему такое внимание уделяется конкурсу на создание туристского бренда, точнее – товарного знака, логотипа для еще неосвоенного туристского продукта? – Вы правы, созданию турист-ского бренда в плане первоочередных мероприятий отводится одна из основных ролей. Необходимо добиться привлечения внимания к туристским возможностям нашего края – и на уровне всероссийских или международных выставок, и внутри республики. Именно поэтому мы не стали заказывать логотип профессионалам-дизайнерам, а объявили конкурс – творческое соревнование, в котором может принять участие любой житель республики, профессионал и любитель. Впрочем, не запрещается участие в нем и жителей других регионов, стран. – 70 тысяч рублей за первое место, 20 тысяч за второе и 10 тысяч за третье – серьезный стимул для участия. Но что бы вы, как заказчик, хотели получить в результате конкурса? – Символ туристской отрасли нашей республики. Емкий, современный, знаковый, запоминающийся. Возможно, с элементами национальной символики, коми колорита. Но я бы не хотел навязывать дизайнерские решения. Есть положение о конкурсе, есть требования, есть компетентная комиссия, которая рассмотрит все варианты участников этого конкурса. Эти требования опубликованы на сайте нашего агентства. – Где будет использоваться разработанный и утвержденный бренд? – На межрегиональных российских и международных выставках, научных конференциях и форумах, связанных с туризмом, в практической деятельности министерства при проведении мероприятий по реализации программы. Нам нужен символ – знак отрасли, ориентированный в будущее, а не эмблема разового мероприятия. По-моему, это сложная, но решаемая творческая задача, ведь талантливых людей у нас в республике немало. Беседовал Сергей ЖУРАВЛЕВ. |