Общество |
13 ноября 2008 года |
На земле и под землей/ Для решения транспортной проблемы не хватает денег и… желания самих горожан
Два года назад в столичной ГИБДД подсчитали: если выставить весь транспорт, зарегистрированный в Сыктывкаре, на городскую проезжую часть, то машины стояли бы друг от друга на расстоянии 20 метров. При этом не учитывалось то обстоятельство, что в городе немало автомобилей, состоящих на учете в других местах. Теперь на дорогах в часы пик образуются нешуточные пробки, а дворы превращаются в автостоянки. Специалисты всерьез озабочены – в городе скопилась критическая масса автомашин. Еще пару лет такими ударными темпами – и сыктывкарские улицы просто «встанут»… Сыктывкарские дворовые площадки и местные дороги уже с трудом вмещают весь транспорт. Конкуренция за свободный участок земли неподалеку от дома вынуждает автовладельцев идти на хитрости. Во многих сыктывкарских дворах появляются самодельные, можно сказать, «фамильные» стояки. Водители стараются застолбить свои места с помощью цепочки на замке. Главный архитектор столицы Александр Заборский полагает, что решить эту проблему хотя бы отчасти могли бы дворовые стоянки – современные, хорошо оборудованные. Но что удивительно, многие сыктывкарцы отчаянно этому сопротивляются. По словам А.Заборского, несколько раз местные власти предпринимали попытки за свой счет обустроить такие площадки возле муниципальных домов. Однако люди высказывались категорически против. После вступления в силу нового Жилищного кодекса, как известно, дворовые территории становятся собственностью граждан. Некоторые ТСЖ уже воспользовались предоставленными им правами и самостоятельно организовали стоянки для авто. В домах побогаче появились даже шлагбаумы и круглосуточные дежурные. Самое интересное, что возле таких ТСЖ находится место и для машин, и для детских зеленых площадок, и для скамеек. Иной вариант – припарковать машину на специальных платных автостоянках. Они, кстати, пользуются у горожан большой популярностью. Но только те, что расположены в центральной части Сыктывкара. В городе насчитывается всего лишь 30 платных автостоянок, и пока этот бизнес не развивается, потому что центральные территории давно заняты. А.Заборский в качестве альтернативы предлагает еще один более современный вариант – подземные автостоянки. В городе уже появилось несколько таких «подземок», расположенных в основании крупных торговых центров и жилых домов. Если позволяют площадь, деньги, коммуникации, многие современные здания еще на стадии их проектирования предусматривают скрытые площадки для авто. Впрочем, подземные автостоянки не обязательно должны быть в основании чего-то нового. Александр Заборский уверяет: их можно построить где угодно, например неподалеку от школы, культурного учреждения или больницы. Технически это вполне возможно и не потребует много времени. Другое дело, что необходимы средства. Муниципальная казна, во всяком случае, в ближайшие годы такое строительство не планирует. Тем не менее появляются бизнесмены, готовые инвестировать деньги. Одно время рассматривался проект подземной автостоянки на ул.Западной, предложенный неким бизнесменом. Помимо стоянки, заказчик планировал возвести над ней еще современную спортивную площадку. И все бы хорошо, но оригинальный проект не согласовали горожане, живущие, кстати, на приличном расстоянии от этой территории. «Вот так и получается, – разводит руками А.Заборский. – Ходим, запинаемся во дворах о машины, но строить – не разрешаем. А ведь сегодня мы подошли к критической точке, когда необходимо предпринимать экстренные меры. К этой мысли надо готовить жителей Сыктывкара, потому что нужны не только стоянки, но и новые дороги, необходимо расширение многих улиц». Главный архитектор столицы предлагает обустроить и подземные пешеходные переходы, которые помогли бы частично разгрузить движение на центральных улицах. Например, сделать развязку возле магазина «Детский мир» с выходом к ЦУМу и центральному бассейну. Технически это тоже выполнимо, но опять-таки необходимы средства. Состоянием городских дорог, их пропускной способностью на фоне возрастающего количества транспорта озабочена, понятно, и городская ГИБДД. Начальник отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения ГИБДД УВД по Сыктывкару Олег Уржумов говорит, что госавтоинспекция регулярно выходит с предложениями в столичную администрацию по решению тех или иных проблем. Скажем, на перекрестке ул.Димитрова – ул.Гаражной – ул.Старовского из-за увеличения транспортного потока в последнее время складывается неблагоприятная обстановка. ГИБДД УВД по Сыктывкару предложила организовать здесь круговое движение, что обеспечило бы безопасную и большую пропускную способность транспорта. Особенно часто ДТП происходят на улицах, движение по которым затруднено из-за узкой проезжей части и отсутствия парковочных мест (ул.Советская, ул.Орджоникидзе, ул.Интернациональная, ул.Бабушкина, ул.К.Маркса и т.д.). Для решения этих проблем в бюджете 2009 года необходимо заложить средства. Тем временем госавтоинспекция призывала еще до наступления зимнего периода провести минимально возможные меры по оборудованию парковочных мест: возле крупных торговых центров, офисных помещений обустроить небольшие парковочные площадки – так называемые «карманы». В некоторых местах даже не потребовалось бы уничтожения зеленых насаждений. С этим предложением столичная ГИБДД обратилась в администрацию в конце сентября и предложила проинформировать об этом владельцев предприятий и офисов, расположенных в центре города. Однако на призыв госавтоинспекции мало кто из них отреагировал. Как бы то ни было, но в городе постепенно появляются односторонние дороги, лежачие полицейские, новые светофоры. Недавно на части улицы Старовского – от перекрестка с улицей Катаева до Элеваторной – открылось двустороннее движение. Это нововведение позволит разгрузить движение автомобильного транспорта по улицам Катаева и Маегова. Особенно это касается ул. Маегова, где движение транспорта очень интенсивное и нет пешеходных переходов. Кстати, новый градостроительный план Сыктывкара, который начинает действовать с 2009 года, предусматривает и новые улицы, и объездные дороги, и расширение уже существующих. Другое дело, воплотится ли это в жизнь. А вот машин на сыктывкарских дорогах в любом случае будет все больше… Ольга КЕРМАС. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |