Общество |
22 октября 2008 года |
Кересская школа и ее "филиалы"/ Учебный класс здесь пришлось открывать... в доме учителя
В этом году в центральных районах Коми первый снег выпал именно в день православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В этот же день старшеклассники средней школы села Керес Корткеросского района... впервые пришли в школу после летних каникул. До этого времени школьники, конечно, учились, но – в здании сельского Дома культуры, в помещениях так называемого учительского корпуса, даже в домике участкового и в спортзале школы. А учащиеся начальных классов и по сей день ходят на занятия на дом к учителям... Второклассники в Кере се каждое утро торопятся «в гости» к своей учительнице Валентине Моториной, дом которой находится на самом краю села. В крестьянской избе Валентины Юрьевны четыре комнаты, под класс приспособили бывшую детскую. Привезли из школы две парты, благо в классе всего пятеро учеников, за одной сидят трое мальчиков, за второй – две девочки. На перемене Валентина Юрьевна разрешает им повозиться с игрушками своего внука, угощает чаем, а на большой перемене разогревает и накрывает на свой кухонный стол тот нехитрый обед, который кладут в рюкзачки детей их родители. Обе стороны учебного процесса такой его одомашенностью вполне довольны. Только вот с недавних пор у Валентины Юрьевны появилось ощущение, что она даже спит на работе. На первом этаже здания школы до сих пор идут ремонтные работы. Повсюду громоздятся груды строительного мусора. В потолок упираются стремянки, взгромоздившись на которые рабочие тянут и закрепляют нити электропроводки. Одновременно на втором этаже под доносящийся снизу лязг, треск и вой моторов различной строительно-монтажной техники идут занятия старшеклассников. Здесь густо пахнет свежей древесиной, краской и лаком. В коридоре приветливо сияют новые лампочки, уютным теплом пышут свежеокрашенные батареи, и на переменах сбивающиеся в стайки ученицы жмутся к ним вдоль всей стены. Ремонт школы в этом году начали в середине июля. Долго искали подрядчика, в конце концов уговорили руководителя ООО «Новик» Муртаза Нобжанидзе довести дело до конца. В прошлом году эта организация занималась реконструкцией первого этажа первой половины здания, на что из муниципального бюджета было выделено один миллион 800 тысяч рублей, в этом году за три миллиона рублей «Новик» отремонтировал вторую часть первого этажа и реконструировал второй этаж полностью. Еще месяц понадобится на то, чтобы обустроить по современным санитарным требованиям и стандартам туалет. Решили, что не имеет смысла восстанавливать его в прежнем виде. Все-таки на дворе XXI век. На будущий год еще три миллиона рублей необходимо изыскать на ремонт кровли и обшивку здания. Новая школа в деревянном исполнении обошлась бы району в 20 миллионов рублей, и все согласны с тем, что было бы благоразумнее снести обветшавшее здание и выстроить новое. Однако количество учащихся в школе из года в год сокращается. Сейчас насчитывается 75, а еще каких-то два года назад было в два раза больше. Кроме школьников из Кереса здесь занимаются дети из двух близлежащих деревень: Эжола и Лаборема. К началу следующего учебного года, по всей вероятности, сюда будут возить и школьников из поселка Уръель. На данный момент в Уръельской школе обучается 37 детей, в 11 классе остался один-единственный ученик. Учитывая эти катастрофические демографические тенденции, администрация школы согласилась на проведение капитального ремонта, хотя и до начала реконструкции было понятно, что здание по сути не подлежит восстановлению. Однако директор подрядной организации М.Нобжанидзе обещает, что после ремонта школа простоит еще лет 20-30. Остов школы поднимали домкратами и заново заливали фундамент. Разломившиеся балки где-то заменяли, где-то затягивали болтами по разъехавшимся швам. М.Нобжанидзе также утверждает, что в школе предстоящей зимой наконец-то будет тепло, поскольку окна и двери заменили, а систему отопления полностью реконструировали. До последнего времени в школе очень сильно мерзли. Учителя рассказывают, что на первом этаже вода к утру покрывалась коркой льда, на подоконнике вырастал маленький сугробик, а через щели на втором этаже было улицу видать, и не в фигуральном, а в буквальном смысле. Школу открыли в 1960 году, возводили ее в течение 10 лет, причем, как вспоминает одна из первых преподавателей этой школы Агния Ванеева, строили ее абы как. Строительство велось заключенными, и фундамент, например, ими был заложен на топком болотистом месте, причем с немыслимыми нарушениями. Из-за этого здание перекосилось, правый его торец ушел под землю, а по фасаду школа разломилась пополам. Детям запрещали бегать по второму этажу, поскольку пол мог рухнуть в любой момент. Теперь бегать по этажу можно безбоязненно, но директор школы Анна Ветошкина винит себя за то, что в свое время не настояла на строительстве нового здания. Администрация учебного заведения ставила этот вопрос перед районными властями еще в 1980 году, но из года в год на передний план выдвигались какие-то более значимые объекты, а Кересскую школу отодвигали на конец очереди. Особо большие неприятности причиняло печное отопление. Школу старались обогреть до начала занятий, а потому техничек просили протапливать печи с 6 утра. Те норовили поспать подольше, но надеялись на быстрый обогрев воздуха за счет того, что раньше времени наглухо задраивали печные задвижки. В итоге дети и учителя угорали и задыхались от едкого чада. В 1986 году подключили центральное отопление, но теплее от этого не стало, а четыре года назад случилась авария: батареи заморозили, и систему отопления в школе пришлось менять. Учителя говорят, что и после этого на первом этаже в сильные морозы держалась минусовая температура. Сейчас в школе тепло, но все портит неприглядный вид «цитадели сельской цивилизации». То положение, в котором оказалась школа, директор воспринимает как личную трагедию. Но огорчает ее даже не столько бедность школы, сколько то, что из года в год «тает» количество учеников. После введения так называемого подушевого финансирования у Кересской школы мало шансов на приобретение новой мебели, учебного оборудования, повышение заработной платы учителям. Зыбкое материальное благополучие школы особенно болезненно воспринимается и остальными сельчанами, поскольку школа – это тот фундамент, на котором держится весь нынешний жизненный уклад этого отдаленного населенного пункта. В Кересе не сохранилось ни одного сельскохозяйственного предприятия, равно как и лесозаготовительного, но, что самое печальное, взамен им за почти два десятилетия так и не выросли ни фермеры, ни предприниматели в области лесопереработки. На официальном учете по безработице стоят 20 человек, кто-то подрабатывает на стороне вахтовым способом, но стабильную зарплату здесь получают только работники социальных учреждений: врачебного пункта, сельского Дома культуры, детского сада и школы. С закрытием образовательных учреждений, по мнению местных жителей, село Керес, а также деревни Лаборем, Эжол и поселок Уръель лишаются будущего. Положением сельских школ, судя по публичным заявлениям, обеспокоены не только сами сельчане. Накануне нашей поездки в Керес, 15 октября, в своей вступительной речи на заседании Совета по науке, технологиям и образованию Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что, по данным социологических опросов, более половины респондентов считают недопустимым снижение качества образования. Примерно столько же опрошенных россиян обращают внимание на то, что возрастает неравенство в получении образования. По словам Президента, из 60 тысяч общеобразовательных учреждений страны две трети – это сельские школы. Из них в капитальном ремонте нуждается около 18 тысяч школ, в аварийном состоянии находится около тысячи. «По этой тысяче необходимо принять без-отлагательные меры», – сказал Президент. Вот станут ли его слова руководством к действию? Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |