Общество |
2 октября 2008 года |
Водные объекты ветшают и таят опасность/ В регионах находят свои рецепты выхода из ситуации
В административном корпусе ОАО «Монди СЛПК» состоялось заседание Бассейнового совета по реке Северная Двина. В работе совещания принимали участие заместитель Главы РК, министр архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК Иван Поздеев, генеральный директор «гиганта на Вычегде» Фарид Ибрагимов, руководитель Двинско-Печорского БВУ, председатель Бассейнового совета Анна Осинина, ее заместитель – начальник отдела водных ресурсов по РК Леонид Антонов и другие. Напомним, что в 2000 году было заключено Бассейновое соглашение о восстановлении и охране водных объектов и координации водохозяйственной деятельности в бассейне реки Северная Двина. В рамках соглашения был создан Бассейновый совет из представителей федеральных и региональных органов власти, крупных водопользователей и общественных деятелей. Совет собирается два раза в год. Это уже его четвертое заседание в Сыктывкаре. На этот раз водники из Кировской, Архангельской, Мурманской, Вологодской областей собрались, чтобы обсудить проблему выявления бесхозных гидротехнических сооружений (ГТС), выработать рекомендации по определению лимитов забора воды и сброса сточных вод крупными предприятиями, подвести итоги работы по администрированию платежей за пользование водными объектами. Помимо этого, одной из задач совещания являлась выработка наиболее эффективных водохозяйственных мероприятий, финансируемых за счет российской казны. Напомним, что из-за проблем, вызванных банкротством и ликвидацией большого количества предприятий в 90-е годы, осталось множество гидротехнических сооружений, не имеющих собственника. Контролирующие органы в регионах не могут вести контроль за безопасностью всех имеющихся объектов в силу малочисленности своих штатов. В итоге сооружения ветшают без должного ремонта, становясь с каждым годом все менее надежными, и могут представлять опасность. Причем отсутствие информации о сегодняшнем состоянии гидротехнических сооружений не дает возможности оценить реальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в случае их разрушения. Существуют проблемы с передачей в собственность этих объектов. Бизнес не желает их приватизировать как планово убыточные. По закону можно передавать ГТС на баланс муниципалитетов, но конкретного указания о необходимости этих действий нет. Вот и остаются объекты без хозяев. Часть из них после ликвидации, к примеру, СПК или леспромхоза, оказывается на территориях, отданных под строительство жилья или предприятий. А отсутствие контроля за теми, кто, к примеру, захочет организовать водозабор для производственных нужд в районе какой-либо старой плотины, может привести к необратимым последствиям. В нашей республике около 300 ГТС, в том числе напорных и ограждающих – 21, водозаборных – 81, водосбросных – 183, портовых – 2, нефтегазовых дюкеров – 18. В отличие от соседних регионов в республике проведена большая работа по определению собственников гидротехнических сооружений. Сегодня в муниципальной собственности находятся 38% ГТС, в федеральной – 3,3%, почти столько же в республиканской. В иной собственности числится 55,7% сооружений. Увеличение по последнему показателю произошло потому, что в 2006 году часть муниципальных предприятий ЖКХ, в основном в сельских районах, акционировались. По данным обследований, свыше 58% этих сооружений находятся в удовлетворительном состоянии, свыше 40% – требуют капремонта либо нового строительства. По словам начальника отдела водного хозяйства Двинско-Печорского БВУ Валерия Колоколова, даже если субъекты и определятся с собственником, на реализацию проектов реконструкции и ремонта сооружений очень сложно «пробить» деньги в федеральном центре. Для этого необходимо провести инвентаризацию всех объектов и представить все расчеты в Москву. Удовольствие это не из дешевых. Затраты на разработку проектов ложатся на регион, и еще вопрос, будут ли выделены средства. В 2007 году в виде субсидий из федерального бюджета республике было перечислено 5 миллионов рублей, которые пошли на капремонт головных водозаборных сооружений на реке Большая Инта. Это капля в море. Закрывать глаза на ветшающие сооружения нельзя, это чревато возникновением аварий, заметил В.Колоколов. К примеру, в Холмогорах Архангельской области была плотина в деревянном исполнении, из лиственницы, построенная еще при Петре I. Паводком 1998 года ее снесло, и город оказался под угрозой затопления. Тогда совместными усилиями всех заинтересованных сторон были изысканы средства, и плотину восстановили. По мнению А.Осининой, необходимо вырабатывать рекомендации Бассейнового совета и выходить с ними на разработчиков схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) – программного документа, ориентира для реализации Водного кодекса РФ. Актуальными во всех без исключения регионах остаются проблемы берегоукрепления и проведения руслоочистительных и дноуглубительных работ. По словам Л.Антонова, еще в 2002 году шла речь о технических условиях к выполнению берегоукрепительных работ у реки Сысолы в черте Сыктывкара. Но схема не была внесена в СКИОВО и не профинансирована. В итоге было потеряно шесть лет. Сегодня под угрозой находится система водоснабжения Сыктывкара, ухудшается судоходность реки. Эжва также может остаться без воды, заметил Л.Антонов. Дноуглубительные работы проводятся, но бессистемно, не имея под собой научного обоснования. Для того чтобы получить финансирование из федерального бюджета на берегоукрепление, республика вкладывает немалые средства в подготовку документов обследования водных объектов, разрабатывает проекты обоснования инвестиций. В 2007 году была профинансирована разработка проектов расчистки русла реки Локчим в Корткеросском районе от Усть-Лэкчима до Негакероса, укрепления береговой полосы реки Кажим Койгородского района и уже начаты работы некапитального характера по берегоукреплению. Но средства на реализацию этих мероприятий требуются запредельные. Дабы не пускать ситуацию на самотек, в регионах находят свои рецепты предотвращения водных катаклизмов. К примеру, в Архангельской области борются с угрозой подтопления и наносов при помощи устройства причалов, которые выполняют роли пристаней и берегоукрепительных сооружений. В Республике Коми, по словам И.Поздеева, пошли дальше, закрепив законодательно программу переселения жителей населенных пунктов, попавших под разрушение берегов. Уже скоро 10 семей из Подтыбка Корткеросского района сменят прописку за счет средств господдержки. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |